Главная страница

Темы, название подтемы


НазваниеТемы, название подтемы
страница1/2
Дата10.04.2016
Размер1.17 Mb.
ТипДокументы
  1   2

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова

Тестовые задания

по дисциплине «Этика, эстетика»

для групп гуманитарного направления

для специальности 050201 – «Философия»

для отделений с русским языком обучения

Составители:
Ст.преподаватель Донецкая Н.А.___________

Ст.преподаватель Куликов В.Ю.___________

Ст.преподаватель Умирзакова Б.Е._________
Зав.кафедрой философии

и теории культуры Иманбеков М.М._________

Количество тестовых заданий: 300

Дата составления: 12.10.2009

Предназначение: ПГК

Караганда - 2009

Перечень тем, заложенных в базу тестовых заданий

по дисциплине «Этика, эстетика»

для специальности 050201 – Философия

для отделений с русским языком обучения

№ темы

№ подтемы

Название темы, название подтемы

1

Эстетика как наука

1.1

Предмет эстетики

1.2

Структура эстетики как науки

1.3

Круг основных проблем, исследуемых эстетикой: эстетическое сознание (эстетические чувства, взгляды, вкус, идеал); разработка категорий эстетики; взаимосвязь эстетического сознания с объективной действительностью.

1.4

Определение красоты, прекрасного

1.5

Амбивалентность эстетических чувств

1.6

Эстетика как наука о сущности и законах искусства. Роль искусства в жизни человека и общества. Искусствознание как система наук: история и теория искусства, художественная критика, литературоведение, музыкознание, театроведение, киноведение и т.п. Взаимосвязь эстетики с другими социогуманитарными науками.

2

История развития эстетических теорий

2.1

Древняя Индия и Китай

2.2

Специфика мировоззрения, особенности мировосприятия.

2.3

Синтез светского и эстетического.

2.4

Роль церемониала и ритуала.

2.5

Развитие различных видов искусств. Архитектурные и литературные памятники.

3

Античная эстетика

3.1

Мифологизм и космологизм эстетических представлений раннего периода развития культуры Древней Греции и Рима (VII-VI вв до н.э.).

3.2

Понятия прекрасного, меры, симметрии, пропорции, гармонии. Искусство античного мира: театр, музыка, поэзия, пластика, архитектура, скульптура, живопись. Понятие катарсиса, теория мимесиса.

3.3

Эстетические воззрения пифагорейцев, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Горация, Лукреция Кара, Плотина.

3.4

Агональность как характерная черта античной культуры. Гармония внутреннего и внешнего развития человека (Калокагатия).

4

Средневековая эстетика Западной Европы

4.1

Основные периоды и направления развития западноевропейской средневековой эстетики.

4.2

Орнаментальное прикладное искусство. Городская культура. Романский стиль. Готический стиль.

4.3

Особенности развития искусства: символизм, духовность, аскетизм, сверхчувственность.

4.4

Теоцентризм как фундаментальный принцип средневековой культуры. Эстетические концепции Аврелия Августина, Боэция, Дионисия Ареопагита, Фомы Аквинского.

5

Эстетика арабо-мусульманского Востока

5.1

Специфика культуры и развития эстетических идей арабо-мусульманского Востока.

5.2

Музыка, литература, поэзия, искусство каллиграфии.

5.3

Художественное творчество и теория подражания.

5.4

Учение об «адабе». Эстетические теории аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн аль-Хайсама, Ибн аль-Араби, Омар Хайяма.

6

Эстетика эпохи Возрождения

6.1

Теория подражания, правило «золотого сечения», открытие перспективы.

6.2.

Расцвет искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, поэзии, литературы и т.д. Известнейшие представители эпохи: Петрарка, Данте, Бокаччо, Шекспир, Сервантес, Микеланджело, Леонардо, Рафаэль и т.п.

6.3

Эстетические воззрения и теории: Пико делла Мирандола, Альберти, Николай Кузанский, М. Фичино и др.

6.4

Характерные особенности культуры эпохи Возрождения: антропоцентризм (человек микрокосмос мира), гуманизм, оптимизм, эстетизм, скалярность; «эпоха титанов», «век гениев».

7

Эстетика эпохи классицизма

7.1

Искусство барокко. Представители этого направления: Растрелли, Рубенс, Ван Дейк, Марино /маринизм/и др. Остроумие как универсальный эстетический принцип.

7.2

Художественный стиль рококо. Искусство классицизма.

7.3

Основные критерии прекрасного: строгая симметрия, гармония, единство.

7.4

Основные представители теории эстетики: Р. Декарт, Ф. Малерба, Н. Буало.

8

Эстетика эпохи Просвещения

8.1

Теория художественного вкуса. Основные теоретики искусства этого периода: (Англия) А. Шефтсбери, Локк, Юм; (Франция) Д. Дидро, Руссо, Вольтер, Гельвеции; (Германия) Лессинг, Винкельман, Гердер /движение «Буря и натиск»/; (Россия) Карамзин, Державин и др.

8.2

Разнообразие философско-эстетических направлений.

8.3

Основополагающие черты эпохи: превосходство разума человека, критика религиозных воззрений, гармонизация общества посредством просвещения, идеалы свободы, братства, равенства.

9

Эстетика немецкого классического идеализма

9.1

Понятие красоты, прекрасного. Классификация видов искусств: пластические, музыкальные, словесные. Искусство романтизма.

9.2

Амбивалентность существования красоты. Категории эстетика: целесообразность, прекрасное и возвышенное. Классификация искусства. Теория гениальности.

9.3

Эстетические идеи Гегеля. Эстетика как философия искусства.

9.4

Эстетические взгляды И. Канта. Понятия «эстетическая видимость» и «свободная игра».

10

Эстетические категории

10.1

Эстетическое как основная категория изучаемой науки. Категории эстетических отношений: а) прекрасное, красивое, изящное - безобразное; б) возвышенное - низменное; в) трагическое, ужасное; г) комическое: гротеск, сарказм, сатира, юмор, ирония. Эстетические ценности; художественность; шедевр.

10.2

Категории эстетической деятельности.

Законы эстетики (законы художественного творчества, социального бытия искусства, восприятия искусства, художественного процесса). Эстетический вкус; художественный вкус. Эстетический идеал. Мера, оценка в эстетике. Мера в искусстве.

10.3

Категории восприятия искусства и действительности.

Эстетическое восприятие и эстетическое созерцание. Катарсис. Эстетическое наслаждение. Художественный образ. Художественный метод. Художественная правда. Художественная концепция.

11

Искусство

11.1

Специфика искусства.

11.2

Искусствознание как система наук о видах искусства. Виды искусства: архитектура; изобразительные искусства (живопись, графика, скульптура, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство); художественная литература; музыка; театр; танец; цирк.

11.3

Жанры искусства. Род в искусстве. Синтез искусств.

12

Эстетическая жизнь человека и проблемы эстетического воспитания

12.1

Основные цели и функции эстетического воспитания. Политика и практика художественной культуры.

12.2

Художественная культура и культурная политика государства.

12.3

Социальный заказ и развитие искусства. Институт меценатства.

12.4

Эстетика дизайна.


Составители:
Ст.преподаватель Донецкая Н.А.___________

Ст.преподаватель Куликов В.Ю.___________

Ст.преподаватель Умирзакова Б.Е._________

Зав.кафедрой философии

и теории культуры Иманбеков М.М.________

Количество тестовых заданий: 300

Дата составления: 12.10.2009

Предназначение: ПГК

Караганда – 2009

1. Центральная категория эстетики как науки:

A) Прекрасное.

B) Возвышенное.

C) Мимесис.

D) Эстетическое.

E) Трагическое.
2. Создатель термина «эстетика»:

A) Баумгартен.

B) Гегель.

C) Аристотель.

D) Платон.

E) Лонгин.
3. Основной трактат Аристотеля по эстетике:

A) «Риторика».

B) «Метафизика».

C) «Об искусстве поэзии».

D) «О душе».

E) «О душе».
4. Суть искусства, по Аристотелю, раскрывается категорией:

A) Катарсис.

B) Мимесис.

C) Анамнесис.

D) Игра.

E) Агональность.
5. «Очищение от аффектов» в учении Аристотеля о трагедии:

A) Этос.

B) Пафос.

C) Мимесис.

D) Катарсис.

E) Агон.
6. Ведущий теоретик эстетики французского классицизма:

A) Мольер.

B) Бомарше.

C) Буало.

D) Вольтер.

E) Расин.
7. Трактат Лессинга по эстетике:

A) «Лаокоон».

B) «Поэтика».

C) «Философия искусства».

D) «Салоны».

E) «Парадокс об актере».
8. Принцип эстетики классицизма изложен в драме:

A) Подражание.

B) «Три единства».

C) Гармония.

D) Игра.

E) Мимесис.
9. Обоснование эстетики натурализма дано Э.Золя в работе:

A) «Экспериментальный роман».

B) «Лаокон».

C) «Поэтическое искусство».

D) «Или-или».

E) «Страх и трепет».
10. Центральный труд Канта по эстетике:

A) «Критика чистого разума».

B) «Критика способности суждения».

C) «Критика практического разума».

D) «Пролегомены…».

E) «Грезы духовидца…».
11. Постклассическая эстетика начинается с:

A) Гегеля.

B) Шиллера.

C) Гете.

D) Ницше.

E) Н.Гартман.
12. Представители феноменологической эстетики:

A) Р.Ингарден, Н.Гартман, Мерло-Понти.

B) З.Фрейд, К.Юнг.

C) В.Кандинский, К.Малевич.

D) А.Белый, А.Блок.

E) А.Ахматова, М.Цветаева.
13. Автор многотомного исследования «Своеобразие эстетического»:

A) Г.Лукач.

B) М.Лифшиц.

C) М.Каган.

D) А.Ф.Еремеев.

E) А.Раппопорт.
14. Реализации эстетического:

A) Идеал.

B) Восприятие.

C) Наслаждение.

D) Эстетический опыт, эстетическое сознание, эстетическая культура.

E) Канон.
15. Способность чувствовать прекрасное:

A) Рецепция.

B) Эстетический вкус.

C) Подражание.

D) Интерпретация.

E) Понимание.
16. Основное сочинение Н.Г.Чернышевского по эстетике:

A) «Лекции по эстетике».

B) «Мир как осуществление красоты».

C) «Эстетическое отношение искусства к действительности».

D) «Смысл искусства».

E) «Парадокс об актере».
17. Линия Берка – Канта связывает возвышенное:

A) С субъектом.

B) Природой.

C) Реальным миром.

D) Искусством.

E) Философией.
18. Мимесис в эстетике – это:

A) Отражение.

B) Подражание.

C) Наслаждение.

D) Воображение.

E) Агон.
19. Система правил и норм художественного творчества:

A) Символ.

B) Канон.

C) Образ.

D) Мотив.

E) Стиль.
20. Система способов образного выражения в художественном творчестве:

A) Образец.

B) Техника.

C) Канон.

D) Стиль.

E) Сюжет.
21. Ведущий стиль зрелого Средневековья:

A) Барокко.

B) Готика.

C) Рококо.

D) Ампир.

E) Классицизм.
22. Наиболее раннее движение в авангарде:

A) Экспрессионизм.

B) Натурализм.

C) Реализм.

D) Романтизм.

E) Символизм.
23. Кубизм и его представители:

A) П.Пикассо, Ж.Брак.

B) Сезанн.

C) Ван Гог, Гоген.

D) Моне, Ренуар.

E) Дега, Мане.
24. Абстрактное искусство представлено такими художниками, как:

A) Сезанн.

B) Ф.Леже, Н.Гончарова.

C) Д.Бурлюк, Н.Пуни.

D) П.Мондриан, К.Малевич, В.Кандинский.

E) Васнецов, Венецианов.
25. Поэты футуризма:

A) Маринетти, Маяковский, В.Хлебников.

B) А.Ахматова, С.Городецкий.

C) В.Брюсов, А.Блок.

D) Нарбут, П.Васильев.

E) Черубина де Габриак.
26. Основатель дадаизма:

A) Тцара.

B) Маринетти.

C) Кандинский.

D) Пикассо.

E) Леже.
27. Художники сюрреализма:

A) С.Дали, Х.Миро.

B) Марсель Дюшан.

C) Рембо, Лотреамон.

D) Сезанн, Гоген.

E) Леже.
28. Поэты символизма:

A) С.Малларме, Ж..Мореас, Ш.Морис.

B) Джойс, Пруст.

C) А.Камю, Ж-П.Сартр.

D) С. де Бовуар, Кафка.

E) Музиль, фон Дорер.
29. Канон доминирует в искусстве:

A) Древности и Средневековья.

B) XXв.

C) XIXв.

D) Классицизма.

E) Индокитае.
30. Стиль, предшествующий готике:

A) Романский.

B) Барокко.

C) Классицизм.

D) Рококо.

E) Ампир.
31. Автор романа «Путь Абая»:

A) М.Ауэзов.

B) О.Сулейменов.

C) М.Шаханов.

D) Г.Мусрепов.

E) Шакарим.
32. Международный музыкальный фестиваль, который происходит в г.Алматы:

A) Сопот.

B) Юрмала.

C) Славянский базар.

D) Азия даусы.

E) Сан-Ремо.
33. Выдающий писатель и мыслитель эпохи реформации, автор «Похвалы глупости»:

A) Ф.Рабле.

B) Эразм Роттердамский.

C) М.Лютер.

D) А.Дюрер.

E) Гуттен.
34. Один из ярких представителей эстетики Просвещения:

A) Петрарка.

B) Дидро.

C) Данте.

D) Гайдн.

E) Эразм.
35. Инструментальная музыка у казахов:

A) Эпос.

B) Фольклор.

C) Кюй.

D)Роман.

E) Романс.
36. Известный казахский тенор:

A) А.Днишев.

B) Е.Хасангалиев.

C) А.Ашимов.

D) Т.Жаманкулов.

E) А.Кекильбаев.
37. Автор книги «Кочевники»:

A) И.Есенберлин.

B) М.Макатаев.

C) О.Сулейменов.

D)М.Шаханов.

E) А.Кекильбаев.
38. Памятник литературы древних тюрков:

A) Илиада.

B) Книга перемен.

C) Махабхарата.

D) Книга моего деда Коркута.

E) Рамаяна.
39. Родина искусства классицизма:

A) Германия.

B) Франция.

C) Бельгия.

D) Испания.

E) Италия.
40. О ком были сказаны слова: «Он был последним средневековым и первым ренессансным поэтом»:

A) Петрарка.

B) Пико дела Мирандола.

C) Данте.

D) Фичино.

E) Вазари.
41. Искусство каких веков называют романским:

A) 1-3вв.

B) 10-12вв.

C) 19-20вв.

D) 17-18вв.

E) 2в.
42. Термин «Барокко» в переводе с итальянского означает:

A) Образцовый.

B) Правильный.

C) Римский.

D) Вычурный, странный.

E) Классический.
43. Совокупность художественных направлений, сложившихся в 20в:

A) Классицизм.

B) Модернизм.

C) Сюрреализм.

D) Иррационализм.

E) Символизм.
44. Для искусства эпохи Возрождения характерен:

A) Культ человека.

B) Состязательность.

C) Наука.

D) Смерть.

E) Красота.
45. Термин «романский» означает:

A) Римский стиль.

B) Греческий стиль.

C) Художественный стиль.

D) Восточный стиль.

E) Античный стиль.
46. Где рождается трагедия как жанр и мировоззрение:

A) Вавилон.

B) Египет.

C) Др.Греция.

D) Рим.

E) Двуречье.
47. Какое мировоззрение определило суть средневекового искусства:

A) Философия.

B) Религиозное.

C) Научное.

D) Архаическое.

E) Теоретическое.
48. Какое выдающееся сооружение воздвигнуто на территории Туркестана в период правления Тимура:

A) Ак-Тобе.

B) Мавзолей Яссауи.

C) Айша-биби.

D) Коркут Ата.

E) Тадж Махал.
49. Термин «Аксиология» означает:

A) Теория морали.

B) Теория ценностей.

C) Теория этногенеза.

D) Теория массовой культуры.

E) Учение о красоте.
50. Памятники архитектуры каких вековпринято называть готическими:

A) 2-5вв.

B) 10-11вв.

C) 12-15вв.

D) 19-20вв.

E) 2в.
51. Автор работы «Слова назидания»:

A) Шакарим.

B) Абай.

C) Валиханов.

D) Алтынсарин.

E) Кекильбаев.
52. «Эпос о Гильгамеше» литературный памятник:

A) Индии.

B) Двуречья.

C) Китая.

D) Греции.

E) Индии.
53. Искусство саков характеризуется:

A) Классическим стилем.

B) Звериным стилем.

C) Готическим.

D) Академическим.

E) Античным.
54. Автор произведения «АзиЯ»

A) Муканов.

B) Сулейменов.

C) Кунанбаев.

D) Ауэзов.

E) Кекильбаев.
55. Импрессионизм сформировался во:

A) Франции.

B) Скандинавских странах.

C) Германии.

D) Италии.

E) Испании.
56. Христианский мыслитель – автор выдающегос литературно-философского памятника «Исповеди»:

A) Августин.

B) Фома Аквинский.

C) Ансельм Кентерберийский.

D) Тертуллиан.

E) Боэций.
57. Французский писатель, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»:

A) Рабле.

B) Монтень.

C) Бюффон.

D) Вольтер.

E) Вийон.
58. Создатель «Божественной комедии»:

A) Данте.

B) Рафаэль.

C) Петрарка.

D) Леонардо да Винчи.

E) Тициан.
59. Создатель «Человеческой комедии»:

A) Бомарше.

B) Гоголь.

C) Золя.

D) Бальзак.

E) Ж.Санд.
60. Автор поэм «Илиады» и «Одиссеи»:

A) Эсхил.

B) Гомер.

C) Гесиод.

D) Геродот.

E) Софокл.
61. «Махабхарата» памятник литературы:

A) Индии.

B) Китая.

C) Греции.

D) Рима.

E) Индокитая.
62. Период расцвета греческой культуры:

A) Крито-микенский.

B) Классический.

C) Архаический.

D) Эллинистический.

E) Византийский.
63. Страна- родина искусства Ренессанса:

A) Германия.

B) Италия.

C) Франция.

D) Нидерланды.

E) Греция.
64. Искусство какой эпохи было идеалом для Возрождения:

A) Античности.

B) Средних веков.

C) Архаики.

D) Др.Востока.

E) Нового времени.
65. Рыцарский роман как литературный жанр возник в:

A) Средневековой Европе.

B) Китае.

C) Византии.

D) Арабском Востоке.

E) Индии.
66. Кто ввел в научный оборот понятие «эстетика» в 18 веке:

A) Гегель.

B) Баумгартен.

C) Пуфендорф.

D) Кант.

E) Леонардо да Винчи.
67. Какое понятие является центральным в философии и эстетике Кьеркегора:

A) Гармония.

B) Сущность.

C) Экзистенция.

D) Прекрасное.

E) Впечатление.
68. Субъект, воспринимающий художественное произведение:

A) Человек.

B) Художник.

C) Творец.

D) Критик.

E) Реципиент.
69. Что с английского языка означает слово «дизайн»:

A) Проект.

B) Красота.

C) Быт.

D) Технология.

E) Программа.
70. Одна из основных категорий эстетики, характеризующая явления с точки совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью:

A) Возвышенное.

B) Прекрасное.

C) Трагическое.

D) Нравственное.

E) Эстетическое.
71. Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцировано воспринимать и оценивать различные эстетические объекты:

A) Стиль.

B) Вкус.

C) Переживание.

D) Катарсис.

E) Сознание.
72. Эстетическая категория, противоположная возвышенному:

A) Комическое.

B) Прекрасное.

C) Низменное.

D) Ужасное.

E) Безобразное.
73. Для какого стиля характерны импульсивность, динамика, чрезмерность, мистицизм:

A) Барокко.

B) Классицизм.

C) Романтизм.

D) Готика.

E) Рококо.
74. Главный эстетический труд И.Канта:

A) «Критика чистого разума».

B) «Критика практического разума».

C) «Рождение трагедии из духа музыки».

D) «Критика способности суждения».

E) «Философия искусства».
75. Выберите правильное определение. Катарсис – это:

A) Слитность, нерасчлененность.

B) Очищение через сострадание и страх.

C) Гармония внешнего и внутреннего состояния человека.

D) Система норм, господствующих в искусстве.

E) Подражание природе.
76. Кто выделили три стадии исторической эволюции искусства: символическую, классическую и романтическую:

A) Ницше.

B) Кант.

C) Шиллер.

D) Платон.

E) Гегель.
77. Кому принадлежит произведение «Салоны»:

A) Руссо.

B) Баумгартен.

C) Рафаэль.

D) Дидро.

E) Кант.
78. Процесс превращения вещи из потенции (возможности) в нечто осуществленное, из бесформенной материи в нечто целостное и упорядоченное:

A) Катарсис.

B) Энтелехия.

C) Калокагатия.

D) Гармония.

E) Мера.
79. Кому принадлежит высказывание: «Красота спасет мир»:

A) Толстому.

B) Пушкину.

C) Достоевскому.

D) Лермонтову.

E) Гоголю.
80. Кто разработал теорию аполлоновского и дионисийского искусства:

A) Ницше.

B) Шопенгауэр.

C) Петрарка.

D) Аристотель.

E) Августин.
81. Какой стиль называют также «стрельчатым», «оживным», «французским искусством»:

A) Романский.

B) Классический.

C) Барокко.

D) Готический.

E) Рококо.
82. Форма бытия и осуществления искусства, система художественных образов, составляющая целостность:

A) Художественное общение.

B) Художественное творчество.

C) Художественное произведение.

D) Художественное восприятие.

E) Художественная культура.
83. Представители перцептуализма (аналитического эмпиризма) современной американской философии искусства:

A) Дж. Дики, Т.Коэн.

B) М.Бердсли, Н.Гудмен.

C) В.Кенник, П.Зифф.

D) Т.Бинкли, М.Коэн.

E) М.Вейц, М.Итон.
84. Мимезис – это:

A) Очищение.

B) Прекрасное.

C) Трагедия.

D) Подражание.

E) Освобождение.
85. Вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности:

A) Эстетическое чувство.

B) Эстетическая оценка.

C) Эстетический вкус.

D) Эстетический взгляд.

E) Эстетический идеал.
86. Кому принадлежат следующие слова: «Эстетика есть наука о выражении вообще»:

A) А.Ф.Лосев.

B) Г.Э.Лессинг.

C) Баумгартен.

D) И.В.Гете.

E) Г.Кун.
87. И.Кант выделил 4 характеристики прекрасного. Найдите лишнюю:

A) Прекрасное как предмет бескорыстного наслаждения.

B) Прекрасное как объект всеобщего вкуса.

C) Прекрасное как чувственно – зрительная данность.

D) Прекрасное как красота без цели.

E) Прекрасное как то, что познается без посредства понятия как предмета необходимого удовольствия.
88. Какой термин с латинского языка означает «пристально смотреть»:

A) Манера.

B) Стиль.

C) Интуиция.

D) Жанр.

E) Ирония.
89. Фундаментальная категория эстетики:

A) Возвышенное.

B) Прекрасное.

C) Эстетическое.

D) Безобразное.

E) Ужасное.
90. Автор трактата «О возвышенном»:

A) Платон.

B) Сократ.

C) Аристотель.

D) Лонгин.

E) Гораций.
91. Автор цитаты «Возвышенное – это отзвук величия души»:

A) Лонгин.

B) Витрувий.

C) Платон.

D) Гораций.

E) Кант.
92. Автор цитаты «Прекрасное должно быть величавым»:

A) Шеллинг.

B) Гете.

C) Пушкин.

D) Шиллер.

E) Гегель.
93. Какая категория эстетики определяется только в отношении к другим категориям как их отрицание:

A) Эстетическое.

B) Трагическое.

C) Безобразное.

D) Прекрасное.

E) Возвышенное.
94. Представители какого из этих направлений рассматривали категорию безобразного как низшую форму красоты:

A) Пифагоризм.

B) Неоплатонизм.

C) Платонизм.

D) Перипатетизм.

E) Софизм.
95. Автор диалогов «Тимей», «Горгий», «Филеб»:

A) Аристотель.

B) Сократ.

C) Гомер.

D) Платон.

E) Плотин.
96. Главное произведение Аристотеля по теории искусства:

A) «Метафизика».

B) «Поэтика».

C) «Этика».

D) «Риторика».

E) «Государство».
97. Кто разделил красоту на мужскую и женскую: достоинство и грацию:

A) Цицерон.

B) Плотин.

C) Витрувий.

D) Сократ.

E) Гораций.
98. Чье это определение: «Красота – это пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски»:

A) Альберт Великий.

B) Фома Аквинский.

C) Бонавентура.

D) Тертуллиан.

E) Августин Блаженный.
99. Автор трактата «О достоинстве человека»:

A) Пико делла Мирандола.

B) Леон Баттист Альберти.

C) Леонардо да Винчи.

D) Джозеффо Царлино.

E) Франческа Петрарка.
100. Наиболее адекватным способом познания действительности Шопенгауэр считает:

A) Знание.

B) Созерцание.

C) Сострадание.

D) Освобождение.

E) Существование.
101. Что является важнейшей задачей эстетики и искусствознания:

A) Диахронический подход к изучению искусства.

B) Анализ обменных процессов между художественными стилями.

C) Синхронический подход к изучению искусства.

D) Создание синтетической истории искусств.

E) Выработка принципов художественной типологии.
102. Иконология – это:

A) Учение об изображении.

B) Учение об иконописи.

C) Учение об иконах.

D) Учение об образах.

E) Учение об аллегориях.
103. Кто не является представителем натурализма:

A) Э.Дега.

B) Э.Золя.

C) Ж. Гонкур.

D) Г.Флобер.

E) Г.де Мопассан.
104. Изучением знаковой природы художественного творчества занимается:

A) Семантика искусства.

B) Аксиология искусства.

C) Семиотика искусства.

D) Гносеология искусства.

E) Онтология искусства.
105. Эстетика с греческого языка означает:

A) Красивый.

B) Безобразный.

C) Прекрасный.

D) Чувственный.

E) Духовный.
106. И.Кант связывает категорию прекрасного с:

A) Полезным.

B) Утилитарным.

C) Необходимым.

D) Неутилитарным.

E) Бесполезным.
107. Используя миф о Прометее Платон объясняет искусство как:

A) Мудрость.

B) Науку.

C) Удовольствие.

D) Подражание.

E) Мастерство.
108. Аристотель считал, что искусство ведет свое начало:

A) От природы.

B) От Прометея.

C) От руки человека.

D) От материи.

E) От формы.
109. Наиболее видным теоретиком в области эстетики после Аристотеля был:

A) Плутарх.

B) Платон.

C) Сократ.

D) Плотин.

E) Гораций.
110. Автор трактата «О высоком» (Iв. н.э.):

A) Лонгин.

B) Плутарх.

C) Гораций.

D) Цицерон.

E) Аристотель.
111. По мнению стоика (III в. до н.э.) Хризиппа красота – это:

A) Визуальное удовольствие.

B) Дар природы.

C) Низменные чувства.

D) Материальные ценности.

E) Совершенство.
112. Древнегреческий философ, отвергающий гармонию как определение красоты:

A) Зенон.

B) Демокрит.

C) Аристотель.

D) Плотин.

E) Демосфен.
113. Автор труда «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика»:

A) Рескин.

B) Рело.

C) Земпер.

D) Страхов.

E) Гропиус.
114. Какая из пяти теоретических моделей эстетического считает эстетическое результатом одухотворения мира божественным началом или идеей:

A) Объективный идеализм.

B) Субъективный идеализм.

C) Дуализм.

D) Метафизический материализм.

E) Диалектический материализм.
115. В какой работе Аристотель изложил свою теорию комического:

A) «Риторика».

B) «Метафизика».

C) «Этика».

D) «Поэтика».

E) «Законы».
116. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»:

A) Петрарка.

B) Данте.

C) Боккаччо.

D) Сервантес.

E) Рабле.
117. Этот роман является энциклопедическим памятником смеховой культуры средних веков и возрождения:

A) «Дон Кихот».

B) «Гаргантюа и Пантагрюэль».

C) «Исповедь».

D) «Мысли».

E) «Муки и радости».
118. Кто выступал против разделения трагедии и комедии:

A) Вольтер.

B) Руссо.

C) Бэкон.

D) Дидро.

E) Декарт.
119. Самые древние витражи относят к:

A) XII в.

B) XV в.

C) X в.

D) XIV в.

E) XI в.
120. Развитие декоративного искусства привело к возникновению этой категории:

A) Возвышенного.

B) Украшения.

C) Ужасного.

D) Прекрасного.

E) Эстетического.
121. Когда произошло разделение искусства на декоративное и станковое:

A) В средние века

B) В Новое время.

C) В эпоху Возрождения.

D) В эпоху Просвещения.

E) В эпоху Реформации.
122. Автор цитаты «Прекрасное - трудно»:

A) Платон.

B) Сократ.

C) Плотин.

D) Аристотель.

E) Аристофан.
123. Своеобразное сплетение эмоционального и рационального в художественном творчестве – это:

A) Идея.

B) Талант.

C) Фантазия.

D) Способность.

E) Гениальность.
124. Кто ввел термин «ассоциация»:

A) Юм.

B) Локк.

C) Гоббс.

D) Дидро.

E) Беркли.
125. Кому был посвящен трактат Альберти «О живописи»:

A) Леонардо да Винчи.

B) Донателло.

C) Брунеллески.

D) Мазаччо.

E) Джотто.
126. Где возникло выражение «искусство для искусства»:

A) Франция.

B) Англия.

C) Германия.

D) Италия.

E) Америка.
127. Критик сторонников эстетизма, считавший искусство эстетизма фальшивым:

A) Достоевский.

B) Белинский.

C) Чернышевский.

D) Данилевский.

E) Толстой.
128. Кто сделал символ эстетическим понятием:

A) Валерии.

B) Лангер.

C) Кассирер.

D) Уайтхед.

E) Фрейд.
129. «Золотое сечение» - особенность какого художественного стиля:

A) Художественного стиля Возрождения.

B) Готического стиля.

C) Классицизма.

D) Художественного стиля Просвещения.

E) Художественного стиля ХХ века.
130. Эстетические концепции Кроче, Бергсона, Юнга стали теоретической основой искусства:

A) Реализма.

B) Модернизма.

C) Социального реализма.

D) Натурализма.

E) Романтизма.
131. Первоначальное значение термина этика:

A) Память.

B) Ум.

C) Совесть.

D) Звериное логово.

E) Аффект.
132. Кому принадлежит выражение «Божество человека»:

A) Аристотель.

B) Демокрит.

C) Сенека.

D) Гераклит.

E) Гомер.
133. Кто вводит термин Этика для обозначения науки:

A) Аристотель.

B) Демокрит.

C) Лукреций.

D) Сенека.

E) Гомер.
134. Кто конструирует латинский термин «moraliz»:

A) Цицерон.

B) Сенека.

C) Вергилий.

D) Марк Аврелий.

E) Лукреций.
135. В русском языке термину мораль соответствует:

A) Страх.

B) Нравственность.

C) Боязнь.

D) Честь.

E) Долг.
136. В рамках учебной дисциплины «этикой» называют:

A) Правила поведения.

B) Науку.

C) Адекватное отношение к долгу.

D) Честь.

E) Умение ладить с людьми.
137. Мораль выступает для этики как науки:

A) Предметом изучения.

B) Гарантом существования.

C) Синонимом.

D) Совокупность фактов.

E) Отражение.
138. В греческой античности мораль понималась как:

A) Мера господства человека над собой.

B) Проведение.

C) Совесть.

D) Богатство чувственной жизни.

E) Услужение.
139. Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается у Канта в:

A) Доброй воле.

B) Долге.

C) Любви.

D) Сострадании.

E) Упорстве.
140. Кто видел в доброй воле единое Безусловное благо:

A) Кант.

B) Гегель.

C) Чаадаев.

D) Шеллинг.

E) Ницше.
141. Золотое правило нравственности обычно приписывают:

A) Конфуцию.

B) Гелию.

C) Протагору.

D) Копернику.

E) Будде.
142. Второе имя Конфуция:

A) Будда.

B) Кун-цзы.

C) Аватара.

D) Шри Кришна.

E) Хаммурапи.
143. Место рождения Кун-цзы:

A) Княжество Лу.

B) Провинция Мин.

C) Манжоу Го.

D) Камбоджа.

E) Непал.
144. Кого принято считать отцом китайской нации:

A) Будду.

B) Конфуция.

C) Лао-цзы.

D) Сунь-цзы.

E) Мо-цзы.
145. Какая категория занимает центральное место в этике Конфуция:

A) Жень.

B) Ли.

C) Мин.

D) Тао.

E) Дао.
146. Как переводится с китайского слово Ли:

A) Мера.

B) Образ.

C) Число.

D) Единство.

E) Закон.
147. В чьей этической модели присутствует понятие «благородный муж»:

A) Лао-цзы.

B) Конфуций.

C) Будда.

D) Страбон.

E) Кант.
148. Понятие Вень имеет у Конфуция перевод:

A) Правило.

B) Долг.

C) Благородство.

D) Воспитанность.

E) Страсть.
149. Конфуций предлагал платить на зло:

A) Прощением.

B) Любовью.

C) По справедливости.

D) Состраданием.

E) Милосердием.
150. Идеал человека у Кун-цзы:

A) Благородный муж.

B) Воин.

C) Монах.

D) Жрец.

E) Правитель.
151. Преодоление желаний главный принцип:

A) Даосизма.

B) Конфуцианства.

C) Суфизма.

D) Буддизма.

E) Зороастризма.
152. Каноническая книга Буддизма:

A) Суньцы.

B) Трипитака.

C) Даодецзин.

D) Упанишады.

E) Веды.
153. Возраст просветления принца Гаутамы:

A) Тридцать пять.

B) Восемнадцать.

C) Сорок.

D) Двадцать.

E) Двенадцать.
154. Нравственный принцип, выражающий чувчтво любви к Родине, готовность ее защищать:

A) Патриотизм.

B) Демократизм.

C) Волюнтаризм.

D) Гуманизм.

E) Интернационализм.
155. Декалог в христианском учении – это:

A) Уголовный свод законов.

B) Десять заповедей.

C) Литературное произведение.

D) Архитектурный памятник.

E) Мистический феномен.
156. Десять заповедей христианства регламентируют отношения:

A) Человека с природой.

B) Человека с Человеком.

C) Человека с Богом.

D) Человека с Богом и Человеком.

E) Бога с Богом.
157. Учение о классовой сущности морали выработано:

A) в марксизме.

B) в позитивизме.

C) в модернизме.

D) в постмодернизме.

E) в томизме.
158. Единство свободы воли, всеобщности, объективности и необходимости зарактерно понятию:

A) эмоция человека.

B) чувственность человека.

C) поведение человека.

D) страх человека.

E) мораль.
159. «Благоговение перед жизнью является критерием нравственной ценности» - эти мысли принадлежат:

A) И.Шеллингу.

B) Г.Фихте.

C) А.Швейцеру.

D) Н.Бердяеву.

E) Л.Шестову.
160. Какие из этих заповедей являются более древними:

A) не убей, не укради.

B) будь верен Конституции страны.

C) уважай своих коллег.

D) исполняй обещания.

E) будь верен этическим принципам.
161. Кто из древнегреческих философов называл себя сыном бога Гермеса:

A) Аристотель.

B) Платон.

C) Протагор.

D) Эпикур.

E) Пифагор.
162. Кто, по мнению Аристотеля, первым заговорил о добродетели:

A) Пифагор.

B) Демокрит.

C) Сократ.

D) Платон.

E) Эпикур.
163. Кто впервые начинает преподавать философию за деньги:

A) Протагор.

B) Платон.

C) Аристотель.

D) Демокрит.

E) Эпикур.
164. Кому принадлежит выражение «Ведь удовольствие и неудовольствие образуют границу между полезным и вредным»:

A) Платону.

B) Аристотелю.

C) Демокриту.

D) Сократу.

E) Сенеке.
165. Кто из древнегреческих философов считал законы «дурной выдумкой»:

A) Гераклид.

B) Демокрит.

C) Сократ.

D) Аристотель.

E) Платон.
166. Кто из ниже перечисленных философов отрицал у Демокрита наличие собственной этики:

A) Платон, Дидро.

B) Абай, Фрейд.

C) Аристотель, Рассел.

D) Сенека, Шпенглер.

E) Аль Фараби, Поппер.
167. Кого принято считать первым в истории этики моралистом просветителем:

A) Сократа.

B) Платона.

C) Демокрита.

D) Аристотеля.

E) Эпикура.
168. Кто в истории этики впервые абсолютизирует мораль:

A) Сократ.

B) Платон.

C) Демокрит.

D) Лукреций.

E) Марк Аврелий.
169. Кто понимал мораль как глубочайшую основу человеческой культуры:

A) Платон.

B) Сократ.

C) Аристотель.

D) Эпикур.

E) Гален.
170. Кому принадлежит идея об управляющем начале мудрецов:

A) Платону.

B) Сократу.

C) Аристотелю.

D) Спинозе.

E) Гогену.
171. Автор теории «идеального государства»:

A) Платон.

B) Эпикур.

C) Сенека.

D) Аристотель.

E) Де Карт.
172. Кто автор термина Этика:

A) Аристотель.

B) Сократ.

C) Платон.

D) Сенека.

E) Цицерон.
173. Автор « Никомаховой этики»:

A) Платон.

B) Аристотель.

C) Сократ.

D) Демокрит.

E) Сенека.
174. По мнению Аристотеля цель этики «не познание, а …»:

A) Поступки.

B) Доблесть.

C) Доброта.

D) Этикет.

E) Честь.
175. Чему у Аристотеля тождественен «свободный расцвет внутренних человеческих сил»:

A) Счастью.

B) Любви.

C) Добродетели.

D) Порядку.

E) Терпению.
176. В какой части Библии содержится моральный манифест крестьянства:

A) Притчи Соломона.

B) Книга Бытия.

C) Нагорная проповедь.

D) Откровения от Иоана.

E) Деяния Апостолов.
177. Автор «Исповеди»:

A) Августин Блаженный.

B) Фома Кемпенский.

C) Фома Аквинский.

D) Иоан Лествичник.

E) Франциск Азизский.
178. В какой религиозной модели Бог является причиной морали:

A) Христианстве.

B) Тотемизме.

C) Иудаизме.

D) Буддизме.

E) Индуизме.
179. Кто рассматривал Иисуса Христа как творение Бога:

A) Константин.

B) Арий.

C) Августин Блаженный.

D) Фома Кемпенский.

E) Фома Аквинский.
180. Автор книги «Сумма против язычников»:

A) Ориген.

B) Диоген.

C) Фома Кемпинский.

D) Фома Аквинский.

E) Николай Кузанский.
181. Автор произведения «Государь»:

A) Николо Маккиавели.

B) Фома Аквинский.

C) Гоббс.

D) Де Карт.

E) Ф. Бекон.
182. Автор выражения «Знание – сила»:

A) Ф. Бекон.

B) Р. Бекон.

C) Маккиавели.

D) Гоббс.

E) Кант.
183. Кому принадлежат слова «Меня не знают на земле, но я известен на небе»:

A) Гоббс.

B) Маккиавели.

C) М. Лютер.

D) И. Кант.

E) Сведенборг.
184. Какой бог, по мнению Д. Бруно, символизирует «каждого из нас»:

A) Юпитер.

B) Иисус Христос.

C) Аллах.

D) Будда.

E) Люцифер.
185. Автор «Опытов»:

A) Кант.

B) Гоббс.

C) Монтень.

D) Де Карт.

E) Д. Бруно.
186. Автор «Страстей души»:

A) Декарт.

B) Монтень.

C) Гоббс.

D) Спиноза.

E) Эразм Роттердамский.
187. Автор «Этики»:

A) Монтень.

B) Гоббс.

C) Спиноза.

D) Де Карт.

E) Кант.
188. Кто признавал господство свободы души над Аффектами:

A) Кант.

B) Гоббс.

C) Монтень.

D) Де Карт.

E) Спиноза.
189. Кто говорит о стоимости и цене человека:

A) Гоббс.

B) Кант.

C) Спиноза.

D) Де Карт.

E) Гегель.
190. Автор «Основ моральной философии»:

A) Гегель.

B) Дидро.

C) Спиноза.

D) Кант.

E) Д. Юм.
191. Кому принадлежит выражение «одна добродетель не может сделать народы процветающими»:

A) Мандевелю.

B) Канту.

C) Гегелю.

D) Дидро.

E) Гельвецию.
192. Автор книги «Эмиль»:

A) Дидро.

B) Руссо.

C) Гельвеций.

D) Гегель.

E) Де Карт.
193. Кто считал, что совесть на уровне субъекта выполняет социально сплачивающую роль:

A) Руссо.

B) Дидро.

C) Де Карт.

D) Гегель.

E) Спиноза.
194. Автор работы «Категорический эмператив»:

A) Кант.

B) Гоббс.

C) Спиноза.

D) Гегель.

E) Де Карт.
195. Кто автор «Критики чистого разума»:

A) Гоббс.

B) Дидро.

C) Руссо.

D) Гегель.

E) Кант.
196. Кому принадлежит учение об этике доброй воли:

A) Гоббсу.

B) Канту.

C) Де Карту.

D) Гельвецию.

E) Гегелю.
197. Автор «Феноменологии Духа»:

A) Гегель.

B) Ницше.

C) Хайдеггер.

D) Кант.

E) К. Маркс.
198. Кто, по мнению Гегеля, хотел восстановить человека в его целостности:

A) Кант.

B) Христос.

C) Сенека.

D) Марк Аврелий.

E) Шеллинг.
199. Автор «Сущности христианства»:

A) Фейербах.

B) Кант.

C) Гегель.

D) Дидро.

E) Ницше.
200. Кому принадлежит мнение, что этика возможна только в отношениях «Я и Ты»:

A) Канту.

B) Фейербаху.

C) Гегелю.

D) Дидро.

E) Ницше.
201. Автор «Так говорил Заратустра»:

A) Ницше.

B) Гегель.

C) Дидро.

D) Фейербах.

E) Спиноза.
202. Кто критикует мораль через мораль:

A) Гегель.

B) Дидро.

C) Спиноза.

D) Ницше.

E) Кант.
203. Автор работы «Не убий»:

A) Л. Толстой.

B) Дидро.

C) Ницше.

D) Кант.

E) Н. Бердяев.
204. Кто автор концепции «Непротивления зла насилию»:

A) Бергсон.

B) Ницше.

C) Н. Бердяев.

D) Соловьёв.

E) Л. Толстой.
205. Кто автор работы «Культура и этика»:

A) А. Швейцер.

B) А. Камю.

C) И. Кант.

D) Дидро.

E) Ницше.
206. Автор «Слов назидания»:

A) Абай.

B) Ч. Валиханов.

C) Шакарим.

D) Аль Фараби.

E) А. Бокейханов.
207. Где похоронен «второй Муххамад» М. Ясави:

A) Чимкенте.

B) Алма-Ате.

C) Туркестане.

D) Таразе.

E) Ташкенте.
208. Автор романа «Путь Абая»:

A) Шакарим.

B) Ч. Валиханов.

C) М. Ауэзов.

D) А. Бокейханов.

E) С. Досанов.
209. Автор стихотворения «Великая мечта»:

A) М. Утемисов.

B) Абай.

C) Ч. Валиханов.

D) М. Ауэзов.

E) Ч. Тайманов.
210. Кто сделал первую научную запись эпоса «Манас»:

A) Абай.

B) М. Утемисов.

C) Ч. Валиханов.

D) Вали Валиханов.

E) Ч. Тайманов.
211. Количество «слов» Назидания:

A) 45.

B) 72.

C) 35.

D) 22.

E) 12.
212. Кто автор строк «Юноша, продающий свой труд, достойней старика, торгующего своей бородой»:

A) Шакарим.

B) Абай.

C) М. Утемисов.

D) Ч. Валиханов.

E) М. Ауэзов.
213. Кто автор строк «Гнев – проточная вода»:

A) Айтеке Би.

B) Толе Би.

C) Абай.

D) И. Алтынсарин.

E) М. Ауэзов.
214. Кто автор строк «Не утешай словами глупца, плачь над горькой правдой мудреца»:

A) Айтеке Би.

B) Толе Би.

C) Абай.

D) И. Алтынсарин.

E) М. Ауэзов.
215. Кто автор строк «Не лги своему другу – потеряешь в себе веру»:

A) Толе Би.

B) Айтеке Би.

C) Абай.

D) И. Алтынсарин.

E) Ч. Валиханов.
216. Раздел этики, рассматривающий категории этики (добро, благо, совесть, честь, долг):

A) Нормативная этика.

B) Эмпирическая этика.

C) Теоретическая этика.

D) Экологическая этика.

E) Биоэтика.
217. Автор строк «Дружбу верную почитаем высоко, добром отвечаем на добро»:

A) Айтеке Би.

B) Абай.

C) Казыбек Би.

D) М. Ауэзов.

E) Толе Би.
218. Автор строк «Достойный народ с пути не собьется, если дорогой чести идет»:

A) Айтеке Би.

B) Толе Би.

C) Казыбек Би.

D) Абай.

E) И. Алтынсарин.
219. Кому принадлежат слова «Назидания надо говорить понятливому, а советы давать

старательному»:

A) Сырым Датову.

B) Абаю.

C) Толе Би.

D) И. Алтынсарину.

E) Айтеке Би.
220. Главный бий младшего жуза, советник хана Тауке:

A) Айтеке Би.

B) Абай.

C) Сырым Датов.

D) Толе Би.

E) Казыбек Би.
221. Советник при хане Аблае:

A) Бухар жырау.

B) Толе Би.

C) Айтеке Би.

D) Абай.

E) Сырым Датов.
222. Автор строк «Надежен у хана наследственный трон, когда любовью людей огражден»:

A) Абай.

B) Шакарим.

C) Сырым Датов.

D) Бухар жырау.

E) Айтеке Би.
223. Кто говорил о муллах 19 века «Лишенный чести, грозен Он»:

A) И. Алтынсарин.

B) Абай.

C) Айтеке Би.

D) Толе Би.

E) Сырым Датов.
224. Автор поэмы «Искандер»:

A) Абай.

B) Шакарим.

C) Сырым Датов.

D) Бухар Жырау.

E) Ч. Валиханов.
225. Автор рассказа «Вред лжи»:

A) И. Алтынсарин.

B) Сырым Датов.

C) Ч. Валиханов.

D) Бухар Жырау.

E) Абай.
226. Автор строк «Как могила шамана я одинок»:

A) С. Сейфулин.

B) Абай.

C) Бухар Жырау.

D) Сырым Датов.

E) Шакарим.
227. Предание огузов носило название:

A) Книга моего деда Коркута.

B) Шахнаме.

C) Козы Корпеш и Баян Сулу.

D) Слово о полку Игореве.

E) Словарь тюркских наречий.
228. Автор строк «Когда зовет старший, быстро беги»:

A) Махмуд Кашгари.

B) Коркут Ата.

C) Бухар Жырау.

D) Шакарим.

E) Айтеке Би.
229. Автор «Трактата о взгляде жителей добродетельного города»:

A) Аль Фараби.

B) Коркут Ата.

C) Айтеке Би.

D) Толе Би.

E) М. Кашгари.
230. Автор строк «Алчность – источник богатства нажитого нечестным путем»:

A) Аль Фараби.

B) Шакарим.

C) Бухар Жырау.

D) Айтеке Би.

E) Толе Би.
231. Кто автор учения о благах:

A) Аристотель.

B) Фома Аквинский.

C) Спиноза.

D) Кант.

E) Гегель.
232. Ценности делятся по знаку на:

A) Положительные и отрицательные.

B) Нейтральные и заряженные.

C) Активные и пассивные.

D) Интересные и неинтересные.

E) Добрые и злые.
233. Ценности различаются по содержанию на:

A) Наслаждение, истину.

B) Пользу, добро.

C) Славу, счастье.

D) Власть, благо.

E) Зло, добро.
234. Что Аристотель называл «высшим благом»:

A) Честь.

B) Достоинство.

C) Ценное для человека как такового вообще.

D) Умение ладить с людьми.

E) Любовь к себе.
235. Универсальное, нравственное представление о благом это:

A) Честь.

B) Идеал.

C) Любовь.

D) Дружба.

E) Зависть.
236. «Идеал может вытекать из социальной или индивидуальной действительности». Кому принадлежит подобная точка зрения:

A) Э. Дюркгейму.

B) Калию А.

C) Дидро.

D) Канту.

E) Л. Толстому.
237. В трансцендентальном подходе и морали идеал рассматривается как:

A) Часть реальности.

B) Реальность.

C) То, что существует независимо от реальности.

D) Солипсизм.

E) Зависит от реальности.
238. Высшие ценности представляют собой часть:

A) Духовного мира.

B) Любви.

C) Счастья.

D) Желания.

E) Долга.
239. Автор выражения «Бог умер»:

A) Ницше.

B) Вагнер.

C) Коперник.

D) Л. Толстой.

E) Ф. Бекон.
240. Предпосылка идеала единства как солидарности с особенностями социальной организации характерно для:

A) Г. Спенсера.

B) Вунда.

C) З. Фрейда.

D) Маркса.

E) Ленина.
241. Идеализму в морале противостоит:

A) Скептицизм.

B) Солипсизм.

C) Реализм.

D) Антагонизм.

E) Ленинизм.
242. Первоначально характеристика человека как доброго имело отношение к:

A) Сведущему.

B) Мягкосердечному.

C) Бесполезному.

D) Творящему добро.

E) Раненому.
243. Какой из терминов выражает положительное отношение явлений или событий к идеалу:

A) Честь.

B) Добро.

C) Радость.

D) Скорбь.

E) Смерть.
244. Добро и зло ценности, которые:

A) Не касаются природных или стихийных явлений.

B) Выходят друг из друга.

C) Противоречат друг другу.

D) Вытекают из природных явлений.

E) Дополняют друг друга.
245. Добро и зло характеризуют:

A) Поступки.

B) Понятия.

C) Выражения.

D) Зависть.

E) Злость.
246. Содержание добра и зла обусловлено:

A) Идеалом нравственного совершенства.

B) Внутренним запросом индивида.

C) Социальной средой.

D) Отчуждением.

E) Духом времени.
247. В зависимости от нормативного содержания идеала добро воспринимается как:

A) Счастье.

B) Удовольствие.

C) Наслаждение.

D) Польза.

E) Канон.
248. Зло может восприниматься как противоположное:

A) Вреду.

B) Страданию.

C) Несчастью.

D) Боли.

E) Добру.
249. Кант считал, что потакание склонности есть потворство:

A) Злу.

B) Добру.

C) Чести.

D) Состраданию.

E) Невежеству.
250. Ценность добра и зла может быть обусловлена:

A) Переживанием конкретного опыта индивидом.

B) Социальной программой.

C) Духом времени.

D) Аффектом.

E) Нравственным кризисом.
251. В каком из ниже перечисленных памятников древнеиндийской литературы, обосновывается необходимость бескорыстного деяния:

A) В Ригведе.

B) В Бхагавадгите.

C) В Яджурведе.

D) В Самаведе.

E) В Атхарваведе.
252. Предметом педагогической этики является:

A) Взаимоотношения педагога с учеником.

B) Профессиональная вооруженность.

C) Педагогическая мораль.

D) Взаимодействие педагогического коллектива.

E) Действия педагога.
253. К личностным качествам преподавателя не относятся:

A) Общественно-политические качества.

B) Моральные и нравственно-коммуникативные качества.

C) Психологическая организация личности.

D) Социально-педагогические способности.

E) Переживания педагога.
254 Педагогический труд как универсальный не характеризует то, что:

A) Он пронизывает все стороны человеческой деятельности, даже те, где люди не занимаются собственно воспитанием и обучением.

B) Его выполняют все члены общества.

C) Он основывается на теоретических положениях этики.

D) Он способствует выявлению всех нравственных качеств преподавателя.

E) Он выполняется во времени.
255. В даосизме концепция нравственности истекает из:

A) Понятия инь.

B) Понятия Дэ.

C) Учения о Дао.

D) Понятия Жень.

E) Понятия Янь.
256. В философии какого древневосточного мыслителя присутствует понятие

«благородный муж»:

A) Лао-цзы.

B) Конфуция.

C) Будды.

D) Аристотеля.

E) Платона.
257.В этическом учении Конфуция «Жень» означает:

A) Милосердие, гуманность.

B) Ритуал.

C) Доверие.

D) Путь.

E) Прощение.
258. В переводе с греческого «этика» означает:

A) Совесть.

B) Место пребывания, характер, нравы.

C) Честь, долг.

D) Нравственность.

E) Обычай.
259. В отдельную дисциплину этика была выведена:

A) Аристотелем.

B) Конфуцием.

C) Лао-цзы.

D) Буддой.

E) Платоном.
260. Аристотель помещал этику:

A) Между философией и политикой.

B) Между философией и психологией.

C) Между психологией и политикой.

D) В перечень гуманитарных дисциплин.

E) Между психологией и педагогикой.
261.Кто из философов подверг критике совмещение в этике натуралистических и нравственных аспектов, говорил, что этика наука лишь о должном:

A) Конфуций.

B) Декарт.

C) Аристотель.

D) И. Кант.

E) Платон.
262.В исламской этике халал это:

A) Разрешенное.

B) Запрещенное.

C) Жизнеописание пророка Мухаммеда.

D) Естественное право.

E) Сборник законов.
263.Какой из ниже перечисленных принципов относиться к современному этикету:

A) Принцип целесообразности действия.

B) Принцип красоты.

C) Принцип традиционности.

D) Принцип духовности.

E) Принцип аскетизма.
264.Какая культурная традиция является основанием для этики ненасилия:

A) Древнегреческая культура.

B) Современная культура.

C) Индийская культура.

D) Китайская культура.

E) Японская культура.
265.Методы этики ненасилия применяются в борьбе:

A) За власть.

B) За сферы финансового влияния.

C) С социальным злом.

D) За господство в религиозной сфере жизни общества.

E) За победу добра над злом.
266. Что, по мнению И. Алтынсарина, является источником и основанием этики:

A) Устное народное творчество.

B) Светские законы.

C) Жети Жаргы.

D) Исламские законы.

E) Все законы, которые есть в мире.
267.Что, по мнению И. Алтынсарина, не является составляющей нравственного долга казахской интеллигенции:

A) Забота о нуждах своего народа.

B) Умножение богатства и укрепление могущества Родины.

C) Содействие экономическому и культурному развитию Родины.

D) Укрепление позиций казахов среди Среднеазиатских государств посредством военных действий.

E) Защита Родины.
268. Кому принадлежит мысль о том, что люди от природы равны, но в нравственном отношении друг к другу они не являются равными:

A) Ш. Кудайбердиеву.

B) Абаю.

C) Ч. Валиханову.

D) И. Алтынсарину.

E) О.Сулейменову.
269.Кому принадлежит высказывание: «Человека формирует эпоха. И если человек стал безнравственным, то в этом виноваты и его современники»:

A) Ч. Валиханов.

B) И. Алтынсарин.

C) Шакарим.

D) Абай.

E) Байтурсынов.
270.Кто из казахских просветителей считал религию основным источником морали:

A) Шакарим.

B) Абай.

C) И. Алтынсарин.

D) Ч. Валиханов.

E) Букейханов.
271.В буддизме восьмиречный путь состоит из следующих гармонично сочетающихся факторов:

A) Познание, поведение, сосредоточение.

B) Привязанность к вещам, пассивность.

C) Чувства и разум.

D) Разум и медитация.

E) Добро и зло.
272.В педагогической этике принцип профессионального гуманизма предполагает:

A) Позиции и идеалы, базирующиеся на ценностях определенной социальной группы.

B) Ориентацию на интересы обучаемого, ответственность за его судьбу.

C) Жесткую позицию в вопросах обучения.

D) Жесткую позицию в вопросах патриотического воспитания.

E) Ориентацию на аскетизм.
273.Что не является компонентом педагогической этики:

A) Профессиональная вооруженность.

B) Нравственное содержание деятельности.

C) Религиозная принадлежность.

D) Психологическая организация личности.

E) Кастовая принадлежность.
274.В даосизме концепция нравственности истекает из:

A) Понятия Синь.

B) Понятия Дэ.

C) Учения о Дао.

D) Понятия Жень.

E) Понятия дхарма.
275.Какие из ниже перечисленных качеств не относятся к характеристикам «благородного мужа»:

A) Милосердие.

B) Почитание родителей.

C) Богатство и знатность.

D) Приверженность ритуалу.

E) Себялюбие.
276.В этическом учении Конфуция «Жень» означает:

A) Милосердие, гуманность.

B) Ритуал.

C) Доверие.

D) Путь.

E) Счастье.
277.Какие виды способностей выделял Аристотель:

A) Дианоэтические, этические.

B) Эстетические.

C) Интеллектуальные.

D) Психические.

E) Индивидуальные, массовые.
278.Кто из философов подверг критике совмещение в этике натуралистических и нравственных аспектов, и говорил, что этика наука лишь о должном:

A) Конфуций.

B) Декарт.

C) Аристотель.

D) Кант.

E) Толстой.
279.Дискриптивная этика обращается к:

A) Истории нравов.

B) Учению о долге.

C) Аксиологическим проблемам.

D) Принципам и обоснованию истинности морального суждения.

E) К гносеологии.
280. Что не относится к основным типам нормативной регуляции действий человека:

A) Обычаи.

B) Право.

C) Мораль.

D) Жизненно-практический опыт конкретной личности.

E) Традиции.
281.В структуру морали этика не включает:

A) Моральное сознание.

B) Социальную иерархию.

C) Нравственные идеалы, поступки, образ жизни.

D) Моральную практику.

E) Образ мыслей.
282.В исламской этике харам это:

A) Разрешенное.

B) Запрещенное.

C) Жизнеописание пророка Мухаммеда.

D) Естественное право.

E) Дозволенное.
283.В исламе харамом не является следующее:

A) Употребление вина.

B) Игра в азартные игры.

C) Сбор денег с общины в пользу неимущих.

D) Ростовщичество.

E) Игра в кости.
284.Слово «аскет» означает:

A) Человек, ведущий распутный образ жизни.

B) Гражданин.

C) Закон.

D) Человек, отказавшийся от излишеств, пользующийся только самым необходимым.

E) Канон.
285.Какая из ниже перечисленных характеристик не относится к этикету:

A) Необходимый компонент общения.

B) Моральные требования.

C) Феномен культуры.

D) Официальные законы.

E) Корпоративная этика.
286.Какой из ниже перечисленных принципов относится к современному этикету:

A) Принцип целесообразности действия.

B) Принцип красоты.

C) Принцип традиционности.

D) Принцип миропонимания.

E) Стяжательство.
287.Что не относится к принципам ненасилия:

A) Стремление понять противоположную сторону, завоевать ее дружбу.

B) Установка на борьбу не с самим злом, а с теми, кто его творит.

C) Желание принять страдание без возмездия.

D) Понимание того, что на стороне справедливости весь мир.

E) Ответственность за других.
288.Методы этики ненасилия применяются в борьбе:

A) За власть.

B) За сферы финансового влияния.

C) С социальным злом.

D) За господство в религиозной сфере жизни общества.

E) За господство в экономической сфере.
289.Кому принадлежит высказывание «Творя крупицу добра, мы надеемся искупить этим грехи величиной с гору. И не стыдно нам после этого называться человечеством»:

A) Шакарим.

B) И.Алтынсарин.

C) Ч. Валиханов.

D) Абай.

E) Толстой.
290.Предметом педагогической этики является:

A) Взаимоотношения педагога с учеником.

B) Профессиональная вооруженность.

C) Педагогическая мораль.

D) Взаимодействие педагогического коллектива.

E) Ответственность.
291. Приоритетная ценность религиозной морали:

A) Добродетель.

B) Человек.

C) Человечность.

D) Вера.

E) Бог.
292. Свобода совести представляет собой ничто иное, как:

A) Моральный принцип верующего человека.

B) Принцип безверия.

C) Декларация индивидуальной свободы и равноправия вероисповеданий.

D) То же, что атеизм.

E) Принцип деизма.
293. Принципиально важное отличие религиозной этики от светской морали:

A) Идея подчинения человека Богу.

B) Божественное происхождение морали.

C) Иерархичность нравственных ценностей.

D) Отсутствие отличий как таковых.

E) Трансцендентный источник морали.
294. Философ, называвший религию законом, живущим в человеке, моралью, обращенной к познанию Бога:

A) Кант.

B) Гегель.

C) Фейербах.

D) Вл. Соловьев.

E) Декарт.
295. Феномен психики человека как ожидание осуществления желаемого:

A) Потребность.

B) Желание.

C) Воля.

D) Вера.

E) Знание.
296. Понятие «сultus» в переводе с латинского означает:

A) Связь.

B) Почитание.

C) Святость.

D) Святой.

E) Предмет поклонения.
297. При условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели возникает такой психологический феномен как:

A) Убеждение.

B) Эмоция.

C) Переживание.

D) Вера.

E) Чувство.
298. Виды обыденного уровня религиозного сознания:

A) Религиозная философия и чувства.

B) Чувства и богословие.

C) Настроения и теология.

D) Настроения и чувства.

E) Философия и теология.


299. Вид концептуального уровня религиозного сознания:

A) Установка.

B) Обычай.

C) Стереотип.

D) Традиция.

E) Символ веры.


300. Мусульманское право, свод законов:

A) Шариат.

B) Адат.

C) Кораническое право.

D) Обычное право.

E) Предписания Корана.

  1   2