Главная страница

История предпринимательства Введение История Российского предпринимательства (9-20 вв.) 1 Зарождение предпринимательства на Руси


НазваниеИстория предпринимательства Введение История Российского предпринимательства (9-20 вв.) 1 Зарождение предпринимательства на Руси
страница8/13
Дата01.04.2016
Размер1.9 Mb.
ТипДокументы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

3.5 Братья Третьяковы


Третьяковы были одной из старейших купеческих фамилий, впервые упоминавшейся в середине XVII в. в Малом Ярославце. В 1774 г. в Москве обосновался Елисей Мартынович Третьяков, положивший начало династии столичных предпринимателей. Впрочем, вначале Третьяковы ничем не выделялись из московского купечества. Елисей Мартынович и его сын Захар Елисеевич относились к купцам третьей гильдии, то есть занимались мелкой торговлей.

Сын Захара Третьякова Михаил Захарович выбился уже во вторую гильдию, изготовлял и продавал ткани, поставлял товар на Нижегородскую ярмарку, владел пятью лавками в Старых торговых рядах на Ильинке. Но он так и не обзавелся собственным домом, до конца своих дней переезжая с одной наемной квартиры на другую. Семья Третьяковых вела довольно скромный образ жизни, траты на "пустяки" не допускались. И все же супруга Михаила Захаровича Александра Даниловна, урожденная Борисова, была неплохо образована, любила музыку и театр, часто сама музицировала на фортепьяно.



Павел Михайлович
Третьяков (1832—1898)




Сергей Михайлович
Третьяков (1834—1892)


У Михаила Захаровича было девять детей, которых обучали приглашенные преподаватели. Отец часто присутствовал на уроках, не терпел баловства и пустого времяпрепровождения и, вообще, держал детей в строгости. Двух старших сыновей - Павла и Сергея - с раннего возраста готовили к торговой деятельности. С четырнадцати лет они уже сидели в отцовских лавках, понемногу приобретая необходимые деловые навыки.

В 1850 г. Михаил Захарович Третьяков умер. Павлу было тогда семнадцать, а Сергею пятнадцать лет. На первых порах вести дела им помогала мать Александра Даниловна. Оба брата продолжили отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Им принадлежала известнейшая Новая Костромская мануфактура льняных изделий. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Уже на следующий год после смерти отца семейство Третьяковых наконец переехало в собственный дом в Лаврушинском переулке в купеческом Замоскворечье. Старый двухэтажный особняк, окруженный садом, раньше принадлежал купцам-чаеторговцам Шестовым.

Семейное дело Третьяковых развивалось успешно. Особенно преуспел в предпринимательстве Сергей Третьяков. Его старший брат Павел также активно занимался вопросами производства и сбыта продукции, но, видимо, его отвлекал растущий интерес к живописи. Первые знания Павел Михайлович получил из иллюстрированных изданий. Он не пропускал в Москве ни одной выставки живописи, а, бывая по делам фирмы за границей, обязательно посещал местные картинные галереи.








П.М. Третьяков заводит знакомства с художниками и в мае 1856 г. приобретает свои первые картины - "Стычка с финляндскими контрабандистами" В.Г. Худякова и "Искушение" Н.Г. Шильдера. Он покупал, как правило, картины молодых и малоизвестных авторов, но не только потому, что был ограничен в средствах - основная часть капитала находилась "в деле". Павел Третьяков не был простым собирателем, у него сформировался свой взгляд, своя эстетическая концепция, созвучная новому направлению в русской живописи.

Третьяков писал: "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес. Дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника". Постепенно он стал играть важную роль в художественной жизни Москвы. В начале 1860-х гг. образовалось "Московское общество любителей художеств", объединившее как профессионалов, так и любителей-меценатов. В качестве постоянного члена Комитета общества П.М. Третьяков неизменно поддерживал на проводимых конкурсах художников реалистического направления.

Увлечение живописью П.М. Третьяков должен был совмещать с предпринимательством. "Я менее чем кто-нибудь, желал бы бросать деньги и даже не должен сметь этого делать, - писал Третьяков, - мне деньги достаются большим трудом, часто физическим, но более нравственным, и, может быть, я не в силах буду долго продолжать торговые дела, а раз кончив их, я не в состоянии буду тратить на картины ничего".

1860-е гг. стали в России временем небывалого экономического и промышленного подъема, который отразился и на предпринимательской деятельности Третьяковых. В Москве им принадлежало уже четыре мануфактурных магазина, отделения и конторы семейной фирмы открывались все в новых городах. Расширяя промышленное производство, Третьяковы основали в Костроме Товарищество Большой Костромской мануфактуры. За первые десять лет работы основной капитал Товарищества вырос втрое.











Родовой дом
Третьяковых


Дом Третьяковых
в Толмачах


Особняк С. Третьякова
на Пречистенском бульваре


Доходный дом Третьяковых
на Кузнецком Мосту


Контора Товарищества
"П. и С. бр. Третьяковы и В. Коншин"



В финансовой сфере П.М. Третьяков принял активное участие в создании первого в городе Московского купеческого банка и до конца жизни являлся членом его Совета, хотя и не относился к числу крупных пайщиков. Третьяковы были также среди учредителей второго коммерческого банка Москвы - Московского купеческого общества взаимного кредита, имели большое влияние и в Правлении Московского учетного банка. П.М. и С.М. Третьяковы бессменно состояли выборными лицами Московского биржевого общества.

Как предприниматели Третьяковы демонстрировали умение улаживать социальные конфликты. Когда на их хлопчатобумажной фабрике в Москве вспыхнула забастовка, Третьяковы выполнили разумные требования рабочих: увеличили с 3 до 8 копеек сдельную оплату, снизили цены на продукты в харчевой лавке, распорядились топить фабричную баню не один, а два раза в месяц. Занимались Третьяковы и традиционной для московского купечества благотворительностью, причем в значительных размерах. На их средства содержалось Арнольдовское училище для глухонемых детей, для которого было выстроено трехэтажное здание на Донской улице.










Арнольдовское училище для глухонемых детей. Донская улица, дом 37.

Приют для вдов и сирот русских художников имени Павла Третьякова. Лаврушинский пер., 3/8. Построен на средства
и на участке, завещанными П.М. Третьяковым.

Храм Святителя Николая в Толмачах. Имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее.

Третьяковский проезд. Проложен по по инициативе и на средства братьев Третьяковых. 1870-1871 гг.,
архитектор А.С. Каминский



Возросшие доходы позволили Павлу Третьякову направлять крупные суммы на пополнение своей коллекции, оказывать весомую материальную поддержку талантливым художникам, к тому же делая известными их имена. Неслучайно, по общему признанию, "каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею". П.М. Третьяков особо поддерживал художников-передвижников, открыто порвавших с традициями Академии художеств.

Оставаясь самостоятельным в своих суждениях, П.М. Третьяков при покупке картины всегда советовался с людьми, чье мнение он ценил. Постоянными консультантами Третьякова были художник И.Н. Крамской и художественный критик В.В. Стасов. Только по настоянию Стасова была куплена картина И.Е. Репина "Не ждали". По просьбе Л.Н. Толстого П.М. Третьяков включил в свою коллекцию цикл работ Н.Н. Ге на евангельские темы.

Павел Михайлович стремился отобразить величие русского искусства, показать его в истории и в перспективе. "Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иной какой художник наш напишет недурную вещь, то так как-то случайно, и что он потом увеличивает собой ряд бездарностей, - писал Третьяков, - Я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин".













Иван Николаевич Крамской

Владимир Васильевич Стасов

Илья Ефимович Репин

Василий Васильевич Верещагин

Виктор Михайлович Васнецов

Валентин Александрович Серов


Третьяков более не ограничивался кругом художников одного, пусть близкого ему направления. Крупные суммы были потрачены на приобретения полотен русских художников XVIII - первой половины XIX в. П.М. Третьяков старался сохранить целостность тематически связанных и дополняющих друг друга произведений. Так была приобретена целиком коллекция картин В.В. Верещагина о Туркестане.

Павел Михайлович всегда стремился сделать свою коллекцию открытой для самой широкой публики. Купленные полотна занимали место в фамильном особняке в Лаврушинском переулке. Скоро они заполнили стены во всех жилых помещениях. Такая скученность мешала ценителям воспринимать живопись. К тому же в особняке проживала немалая семья, которая испытывала понятные неудобства от частых экскурсий. Павел Михайлович никогда не мог отказать в просьбе ознакомиться с его собранием.

Наконец в 1874 г. братья Третьяковы выстроили в глубине сада новое двухэтажное здание для картинной галереи. Это здание перестраивалось и расширялось под увеличивающуюся коллекцию пять раз. В 1906 г. фасад Третьяковской галереи был декорирован в русском национальном стиле по эскизам художника В.М. Васнецова. Первые годы в галерею можно было попасть только с разрешения П.М. Третьякова, а с 1881 г. вход стал свободным для всех, денег с публики не брали.

Пополнение коллекции требовало больших затрат. Между тем Павел Михайлович не обладал громадным состоянием. Как сам он признавал, "в Москве многие богаче моего брата, а мои средства в шесть раз меньше моего брата; но я никому не завидую, а работаю, потому что не могу не работать". В обыденной жизни П.М. Третьякова можно было даже назвать скупым: "Я трачу на картины, тут цель серьезная, может быть, она исполняется недостаточно умело, это другое дело, да к тому же деньги идут трудящимся художникам, которых жизнь не особенно балует, но когда тратится ненужным образом хотя бы рубль - мне это досадно и это раздражает меня".

Дом отрешенного от мирской суеты Павла Михайловича Третьякова в Лаврушинском переулке так и не стал светским салоном, хотя здесь бывали многие известные люди. Настоящей душой общества была жена Павла Михайловича Вера Николаевна, происходившая из известной и высококультурной семьи купцов Мамонтовых. Благодаря ей в доме всегда тепло принимали гостей, царила задушевная атмосфера, велись беседы о литературе и искусстве.

Совсем другой была жизнь в особняке Сергея Михайловича Третьякова на Пречистенском бульваре. Там собиралась блестящая публика - "вся Москва", то и дело устраивались пышные приемы и балы. С.М. Третьяков искал популярности, поскольку активно участвовал в городской общественной жизни. Особую известность принесло Сергею Третьякову устройство на собственные средства в центре Москвы "на благо города" транспортной развязки между Никольской улицей и Театральным проездом - Третьяковского проезда. Старания не прошли даром - в 1877 г. С.М. Третьякова избрали городским головой.

Сергей Михайлович предложил широкую программу развития в Москве учреждений народного просвещения, улучшения городского благоустройства, усиления противопожарной и санитарной службы. Предложения энергичного городского головы были встречены резкой критикой и справа, и слева. Либералы считали, что нужны не частные мероприятия, а кардинальная реформа избирательного закона. Консерваторы были против выделения средств на просвещение при крайней бедности большинства населения: "Прежде жизнь, потом здоровье и потом уже образование, которое до известной степени есть роскошь".

С.М. Третьяков, став во главе московской администрации, действовал без оглядки на Городскую думу, что вызывало протесты депутатов - гласных. "Мы хозяева, а вы - наши приказчики", - кричали гласные на заседаниях Думы в адрес членов Управы - городского правительства. Наконец, Московская дума официально обвинила Управу в нарушениях в ведении городского хозяйства. Поводом стала история с покупкой городом Сокольничьей рощи. Думские дебаты вылились в громкий скандал, участвовать в котором С.М. Третьяков счел ниже своего достоинства. В 1881 г. он ушел с поста городского головы.

Сергей Третьяков тоже был коллекционером, хотя и не таким увлеченным, как его брат. Третьякова-младшего привлекала западноевропейская живопись, прежде всего - работы французских мастеров XIX в. С.М. Третьяков приобретал и картины русских художников, которые затем передавал в коллекцию брата. 25 июня 1892 г. Сергей Михайлович Третьяков скоропостижно скончался в Петербурге. В своем завещании С.М. Третьяков записал: "Так как брат мой Павел Михайлович выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и в виду сего представить в собственность Московской городской думы свою часть дома, обще нам принадлежащего, то я часть этого дома, мне принадлежащую, представляю в собственность Московской городской думе".

Смерть брата подтолкнула П.М. Третьякова принять важнейшее в своей жизни решение. До этого он предполагал, что созданная им галерея перейдет Москве только после его смерти. Однако 31 августа 1892 г. Павел Михайлович обратился в Московскую думу с официальным письмом: "Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой - желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежавшую мне часть дома".

Известие о щедром даре Третьякова быстро облетело Москву, многие хотели лично выразить свое восхищение Павлу Михайловичу, но он сразу же уехал за границу, где прожил до конца года. Вернувшись в Москву, П.М. Третьяков занялся кропотливой работой по составлению описи своей коллекции. Оказалось, что собрание включает в себя 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур практически всех школ и направлений русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. Страховая стоимость коллекции была оценена приблизительно в полтора миллиона рублей, однако целиком все расходы П.М. Третьякова на создание художественной галереи составляли около четырех миллионов рублей.











Экспозиция Городской художественной галереи
П.М. и С.М.Третьяковых. 1898 г.


В.М.Васнецов. Эскиз
фасада галереи
в «русском стиле


Государственная Третьяковская галерея


После передачи своего собрания городу П.М. Третьяков продолжал пополнять его купленными за свой счет картинами. В ноябре 1898 г. Третьяков выбрал для галереи картину В.М. Васнецова "Богатыри", она оказалась для коллекционера последней - 4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался. Его последними словами были: "Берегите галерею и будьте здоровы". Согласно завещанию своего основателя Третьяковская галерея получала солидное материальное обеспечение. Павел Михайлович особо заботился о том, чтобы учащиеся могли посещать его галерею бесплатно, а все остальные за очень небольшую входную плату - принцип, который, к сожалению, не вполне соблюдается в наше время. Оценивая итоги жизни Павла Михайловича Третьякова, художник И.Е. Репин писал: "Он довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг!"

 



4. История предпринимательской мысли


"Предпринимательская прибыль есть плата за правильный прогноз, плата за мышление
и точный выбор той формы деятельности, которую нужно и можно осуществить в данной ситуации"

Людвиг фон Мизес

Само предпринимательство является объектом многих междисциплинарных исследований. Кроме экономической науки, которая традиционно занимается анализом предпринимательской функции в экономической системе, различные аспекты предпринимательской деятельности изучаются психологами, конфликтологами, социологами, специалистами в сфере экономической антропологии.

Особый интерес представляет реконструкция развития представлений о предпринимательстве как о таковом. В той мере, в какой в культуре строились и видоизменялись ответы на вопросы - что такое предпринимательство, что это за особая фигура - предприниматель и т.д., в той же мере изменялась и деятельность в реальности.

 


4.1 Развитие представлений о предпринимательстве


История предпринимательства, это история не только дел и действий, больших успехов и неудач, отдельных персон и мега-корпораций, это, во-многом, история предпринимательской мысли. В первую очередь, это история изменений самого представления о предпринимательстве.

Для лучшего понимания сущности предпринимательства, сферы его действия и возможностей сделаем краткий анализ развития системы взглядов на его сущность и роль в экономике с позиций политэкономических, теории управления и социально-психологических аспектов.

Концептуально базовые вопросы предпринимательской деятельности были рассмотрены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, фон Тюнена, Макса Вебера, Йозефа Шумпетера, Дж. М. Кейнса, Дж.V. Гэлбрайта и др.

Понятие "предприниматель" появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием "собственник". У его истоков стоял английский экономист Ричард Кантильон, впервые внесший термин "предприниматель" в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Адам Смит и Давид Рикардо, основатели науки политэкономии, одними из первых использовали понятие "предприниматель". Они рассматривали предпринимателя, прежде всего как носителя рациональности.

А. Смит в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) дал характеристику предпринимателя и его роль в экономике, как реализатора рискованных коммерческих идей. По Смиту предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль - это компенсация собственника за риск. А. Смит относился скептически к предпринимательской деятельности управляющих: "От директоров акционерных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Поэтому небрежность и расточительность должна всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении такой компанией".

Известный французский экономист Жан Батист Сей, автор шеститомного "Курса политэкономии", вышедшего в 1829 - 30 годах, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Он считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции. Для Сея, предприниматель - это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения.

Немецкий ученый 19 века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя - нет. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство.

Немецкий ученый, экономист и философ Макс Вебер видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. Вебер считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.











Адам Смит
(1723—1790)


Давид Рикардо
(1772—1823)


Жан Батист Сей
(1767—1832)


Иоганн фон Тюнен
(1783—1850)


Макс Вебер
(1864—1920)







Джон Бейтс Кларк
(1847—1938)





Американский экономист Джон Бейтс Кларк, работавший на рубеже 19-20 веков, утверждал, что одним из четырех базовых факторов производства является деятельность предпринимателя (наряду с капиталом, средствами производства и землей, трудом рабочих). Он считал, что основной функцией предпринимателя является координация. Кларк придерживался теории предельной полезности, которую он видоизменил. «Закон Кларка» состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы, после этого ценность блага определяется суммой предельных полезностей всех его свойств.

По мнению американского экономиста Ф. Найта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными и он готов к ошибке и личной ответственности. Найту принадлежит безусловный приоритет в выявлении особого рода риска - нестрахуемой неопределенности, который и играет решающую роль в возникновении феномена предпринимательской прибыли. Найт указывает на основные источники такой неопределенности: экономическое развитие и неустранимые различия в деловых способностях людей.






Фрэнк Найт
(1885—1972)















Основы современного понимания предпринимательства заложил Йозеф Алоиз Шумпетер. В книге "Теория экономического развития", вышедшей в 1912 году, он показывает ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества. Шумпетер известен как автор концепции экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской деятельности. Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений.

Главное "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". Й. Шумпетер считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Им может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности. Он утверждал: нас смену старым монополиям, базирующимся на исключительных правах на какие-то ресурсы, пришли новые, в их основе - достижения научно-технического прогресса. А монопольная прибыль - это награда за пионерскую роль в этом прогрессе. Он писал: "Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития".

Почти вековой опыт экономического развития, налаженный после выхода книги Шумпетера показывает, что инновационная деятельность сама по себе является основой предпринимательства.

Заслуга Й. Шумпетера состоит в создании целостной теории предпринимательства, сочетающей экономическое обоснование инновационной функции предпринимательства и попытку разработки психологического портрета предпринимателя. Тем самым были заложены основы функционального подхода в изучении предпринимательства.









Йозеф Шумпетер
(1883—1950)







Джон Мейнард
Кейнс (1883—1946)




Фридрих Август фон Хайек (1899—1992)



Морис Алле
(1911—2010)





Существенный вклад в современное представление о предпринимательстве внес Джон Мейнард Кейнс. Он трактует понятие "предприниматель" как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное "... не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств". К основным предпринимательским качествам Кейнс относит: умение соотнести потребления и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. В качестве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает: стремление к лучшему, стремление к независимости, желание оставить наследникам состояние.

Взгляды Фридриха фон Хайека, лауреата Нобелевской премии, послужили основой современного этапа развития рыночной экономики. Он считал, что необходимо для поддержания рыночного порядка соблюдение двух правил: отказ от присвоения чужой собственности и выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств.


Конкуренция рассматривается как процесс поиска нового в условиях неопределенности, в центре которого стоит предприниматель. Ф.А. фон Хайек стоял на либеральных позициях, согласно которым функции государства в экономике ограничиваются до минимума. Основой развития экономики являются рыночные отношения и предпринимательская деятельность.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года Морис Алле доказывает, что только рыночная организация хозяйства на принципах конкуренции с ведущей ролью предпринимателей может быть экономически эффективна.

В 80-е годы прошлого столетия наблюдалось интенсивное развитие малого предпринимательства. Так в начале века в США было всего 300 мелких фирм, в середине 60-х было 5 млн, в 1980 - 13 млн, а в 1990 - уже 20 млн. Этот феномен малого бизнеса заставил по-новому взглянуть на возможности предпринимательства и его роль в развитии экономики страны.

Современное воззрение на роль предпринимательства и малого бизнеса в развитии народного хозяйства и общества в целом даются в переведенных на русский язык трудах Г. Берга, Р. Хизрица, М. Питерса, М. Смолла и Р. Макензи, А. Хоскинга, Хайне П. и др.

Так, работы Г. Берга, М. Смолла и Маккензи являются типичными книгами, в которых даются советы и рекомендации начинающему предпринимателю.

В работе А. Хоскинга "Курс предпринимательства" дается последовательное изложение теории предпринимательства, анализируется среда предпринимательства и механизм бизнеса. Большое значение он придает вопросам взаимоотношений предприниматель - общество - государство.

Особый интерес представляет книга Р. Хизрица и М. Питерса "Предпринимательство". Это энциклопедическое изложение всех вопросов предпринимательства, рассмотрение в комплексе теоретических и практических аспектов создания, функционирования и развития предпринимательских единиц. Авторы рассматривают опыт развития предпринимательства в США и дают его теоретическое осмысление. Особый интерес вызывает описание и осмысливание авторами проблемы внутреннего предпринимательства.

В 90-е годы появился ряд работ российских авторов, посвященных проблемам развития предпринимательства и малого бизнеса в России и адаптации мирового опыта в этой области к Российским условиям. Это работы Багиева Г.Л., Богачева В.И., Кабакова В.С., Крутика А.Б. и Пименовой А.А., Крупанина А.А. , Томилова В.В., Черникова В.В. и других.

В работах Багиева Г.Л. и Томилова В.В. предпринимательская деятельность рассматривается "...как процесс, осуществляемый частными лицами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги..." Они отмечают, что предпринимательская деятельность на любом иерархическом уровне осуществляется в тесной взаимосвязи с культурной средой, которая складывается из внешней культуры общества и внутренней культуры бизнес-партнеров, рассматривают взаимосвязь предпринимательства и корпоративной культуры, показывают механизм влияния культуры на предпринимательский успех.

Современная корпоративная культура направлена на создание условий на предприятии для самореализации их сотрудников, для творческого инициативного труда. Формирование этих условий создает предпосылки для предпринимательской деятельности.

Так, Богачев В.Р., Кабаков В.С., Ходачек Л. рассматривают вопросы формирования стратегии предпринимательства. Они считают, что "...предпринимательскую деятельность можно понимать как инициативную самостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность" и далее "...предпринимательство имеет существенное отличие от хозяйственной деятельности в бюджетных организациях, осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственником".

В работе Крупанина А.А. "Основы предпринимательства" особое внимание уделяется роли личности в предпринимательстве, анализу взаимосвязи предпринимательских возможностей человека со стратегией и тактикой предпринимательства.

На различных этапах развития общества представления о сущности предпринимательства и его роли в развитии народного хозяйства менялись в соответствии с господствующими производственными отношениями, состоянием экономики, политическим строем и т.п.

Основой, субъектом предпринимательской деятельности является человек, который по своей инициативе ищет и реализует новые возможности для производства новых товаров и услуг и действует самостоятельно на свой страх и риск.

Методологическая база для развития предпринимательства должна учитывать временные и региональные особенности среды, в которой оно развивается, и давать рекомендации, обеспечивающие наилучшие возможности развития и использования предпринимательского потенциала личности.

Формы использования предпринимательского потенциала могут быть разнообразными: индивидуальное предпринимательство, партнерское и в рамках предприятий. Важно только то, чтобы они предоставили условия для творчества индивидуума, носителя и реализатора предпринимательской идеи

 

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13