Главная страница

История предпринимательства Введение История Российского предпринимательства (9-20 вв.) 1 Зарождение предпринимательства на Руси


НазваниеИстория предпринимательства Введение История Российского предпринимательства (9-20 вв.) 1 Зарождение предпринимательства на Руси
страница12/13
Дата01.04.2016
Размер1.9 Mb.
ТипДокументы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Запрещай говорить правду. Запрещай говорить правду о том, чего не спрашивали. Требуй говорить правду о том, что спрашивали. Говорить правду, о которой не просил подобно наступлению без приказа. Даже молчание может быть истолковано, как поощрение. Сегодня он говорит правду, о которой не спрашивают, завтра он дает советы по вопросу, которые его не касаются. А послезавтра оспаривает ваше мнение по любым вопросам. Но иногда правда может быть полезной. Как быть? Нужно узнать ее цену.

Если вассал заботится об общем деле, а не переходит в наступление по расширению своих прав, он оставляет пустое пространство. То есть, сказав "нештатную правду", тут же отступает, отчитываясь по порученным ему вопросам. Показывает: я помню свое место и преклоняю голову. Это отступление и образует пустое пространство. Он продвинулся в области ваших прав, но тут же отступил на свое место. Значит мотив - не расширение прав, а интересы дела. Если отступил не точно, оставив меньше пространства, чем должен был, значит - это борьба за расширение прав. Такую цену нельзя платить даже за полезную правду.

Чтобы говорили правду, стимулирование должно быть отделено от нее. Нельзя хвалить, опираясь на слова того, кого хвалите. Нельзя ругать, опираясь на слова того, кого ругаете. Можно лишь дружелюбно присоединиться к самопохвале или к самокритике человека. Подлинное санкционирование опирается на более прочную и более широкую основу: на дела человека, а не на его слова. Отделение собственной реакции на правду и неправду - отделение во времени.

Сила в безразличии. В готовности без эмоций выслушать любую правду. Принять решение не тогда, когда оно возможно, а тогда когда оно уже потребуется. Принять из будущего, а не из прошлого. Не потому что, а для того чтобы.

Cначала говорят, а потом и делают. Человек прокладывает путь в новое, неизведанное сперва мыслью, потом словом, а потом и делом. Он замыслил что-то хорошее, чего раньше не делал. Обдумывает замысел. На каком-то этапе ему хочется поделиться своим замыслом с кем-нибудь. Обсудить. Обсудить в целом, обговорить первый шаг. Если к этому делу приступить, то с чего можно было бы начать? А уж если этот первый шаг выглядит реальным, то почему и не попробовать?! От слов к делу. Он замыслил что-то плохое. Но воплощается это плохое в дело, как и хорошее - не минуя стадию говорения, обсуждения. Вот здесь-то и легче всего человека остановить. Если попустительствовать словам - перейдет и к делу. Это непременно случиться, можно сказать, что от него уже и не зависит. Тот, кто начал скользить по льду под гору сам остановиться уже не может. Но любой, стоящий прочно, может его придержать и удержать. А наберет скорость - попробуй, останови!

Обращайте внимание на слова. Особенно на шутки. Шуткой нередко зондируют - не встретят ли сопротивления. Не встретив - идут дальше. Шутку останавливают шуткой. Не хотите, чтобы делали, не позволяйте и говорить об этом. План опаснее дела. Замысел опаснее плана. Обсуждение опаснее замысла. Слово опаснее обсуждения. Шутка опаснее слова. Взгляд опаснее шутки. Мимолетное отсутствие поддержки - опаснее взгляда. Чем глубже дело запрятано - тем оно опаснее.

Говори о том, что есть. "Если я вас правильно понимаю, вы мне сейчас пытаетесь предложить взятку?" "Простите, вы что - пытаетесь за мной ухаживать?" "Похоже, между нами возникла легкая конфронтация и соотношение двое против троих, причем как раз третий не тверд в своей позиции?" Люди, которые произносят такие слова, резко поворачивают течение разговора в другую сторону, иногда вызывая и известную неловкость. Умение сказать, что происходит на самом деле в этот момент и между этими людьми, сказать неотвратимо и обезоруживающе - сильный ход. Надо уметь это делать. Но этого не достаточно. Надо уметь задавать такие вопросы не только другим, но и самому себе. Но и этого не достаточно. Надо в любой момент времени пребывать в таком состоянии, что не один вопрос такого рода не может быть уместен, поскольку не откроет ничего нового. Это и есть прямота. Прямота проникает через многослойную оболочку другого человека, не нанося ему вреда, а делая его чище, честнее, откровеннее и великодушнее.


Награждая и наказывая, не обманывай. Награждая и наказывая, не обманывай и не прощай. Награждается и наказывается не человек, а его деяние. Можно не любить награждаемого, можно любить наказываемого, но нельзя изменять решений. Каждый человек не похож на других. Каждый человек имеет свой мир. Мир со своими собственными законами. Мир, где он единственный себе судья. Судья высший и окончательный. И где он - главный подсудимый. И судья этот, в большинстве случаев довольно добр к подсудимому. Даже если и недобр, то уж во всяком случае, имеет достаточно времени, чтобы досконально вникнуть в малейшие детали и нюансы. Даже выражение лица или интонация, движение глаз или легкий запах - вещественное доказательство для него. Даже если прошло много лет. Стоит только начать награждать или наказывать человека, а не его деяния, как тотчас этот высший судья возьмет дело этого человека на пересмотр. А вам может даже и не сообщить о его результатах. И мы никогда не выиграем конкуренции с этим судьей в тщательности рассмотрения дела.

Желая дать обещание о награде мы думаем не только о том, какой награды заслуживает это деяние, но и о том, сможем ли мы, действительно, сдержать обещание даже в том случае, если другие люди будут против. Те люди, от которых тоже зависит решение вопроса. Что касается прощения. Полководец рубил голову своему другу за проступок. Рубил и плакал. Рубил и плакал! Вот нужная формула! И рубить надо. Нельзя не рубить, если поступок того требует. И плакать надо провинившемуся. Сочувствие и наказание. Любой родитель, наказывая свое дитя, ему сочувствует. Судья никогда не прощает. Суд и помилование - процедуры разные. Тот, кто их смешивает, оказывает плохую услугу вам. Уж если так хотите простить провинившегося - найдите того, кто попросит вас за него.

Поднебесная не стоит того…. Поднебесная не стоит того, чтобы владеть ее одному. Легко разделить с помощниками маленькую выгоду. Трудно разделить большую. Но даже если удалось получить его в награду: не стоит того, чтобы оставить его только себе, не поделившись с теми, кто помогал его получить. Вам очень нужно, чтобы вам оказали помощь в каком-то вопросе. Вы об этом говорите, и это показываете своим помощникам. Они принимают вашу просьбу всерьез - а как же иначе! И дело двигается. Но по мере того, как приближается положительный результат, иные уже заботы как бы одолевают вас. Уже выигрыш в этом важном ранее для вас деле становится как бы не столь важным. Иной подчиненный и спросит: что? это уже не нужно вам? Что вы, нужно, конечно нужно!, - без сильного энтузиазма заверяете вы. Вот и дело сделано. Но какая уж тут награда, если дело, когда оно уже сделано, не так уж и важно?! Раз дело не важно, так и заслуга ваших помощников не велика. Можно не награждать. Можно. Но на что вы будете рассчитывать в следующий раз?

Стоя перед началом сражения вместе со своим полководцем князь спросил его:
- За кем будет победа?
- За нами, конечно! Наш противник умный человек, но жадный. Когда приходит пора награждать, его печать то запропаститься куда-нибудь, то оказывается стертой по краям и приходится заказывать новую. Они не будут за него умирать!

Но не только жадность может быть помехой. Кто не чувствовал, что иногда легче никого не наградить, чем награждением вызвать раздоры. Ведь справедливое распределение вознаграждения с точки зрения одного - несправедливо в глазах другого. На всех не угодишь. И даже ход - разделите сами! - может вызвать неудовольствие и раздражение, поскольку от него выигрывают наименее скромные. Но делиться нужно.

Война - путь обмана. Война - путь обмана, обман - путь войны. Нельзя успешно вести войны, не обманывая противника. Каждая из сторон надеется получить иной результат войны, чем думает об этом противник. Трудно себе представить войну, если бы обе стороны твердо знали, чем она кончится. И их представление о ее результате точно совпало бы. Положим, очевидный результат в том, что в одной армии будет убита половина солдат, а в другой - одна треть. Так отчего же не убить без всякой войны именно тех солдат, которым суждено погибнуть, и не установить новую границу между странами там, где она прошла бы в результате войны? Тогда обе стороны хотя бы сэкономили время, боеприпасы, которые взорвались бы и никого не убили, и питание на солдат, которым и так суждено погибнуть? От такой договоренности обе стороны выиграли бы.

Следующий шаг. А почему не договориться убить солдат не столько, а немножко поменьше - с обеих сторон? И так далее. Так мы приходим к мысли о разоружении и уничтожении части оружия. Что же мешает таким договоренностям? Надежда обмануть противника. Ведь он не знает, какой у нас есть умный план! Ну а его планы мы как-нибудь разгадаем или шпионов пошлем. Самонадеянность одной или обоих сторон была бы очень понятна, если бы мы забыли о том приятном времени, когда такая самонадеянность уже проявилась, но еще не развенчана ходом событий. Это удовольствие сравнимо с кутежом человека, получившего деньги в кредит и отгоняющего на время мысль о времени, когда придется эти деньги возвращать: что-нибудь придумаю! На этот кредит можно получить на время власть в своей стране, а когда она уже ввяжется в войну; кто ж будет в такой час эту власть отбирать?! А там и война все спишет. Свои простят, объединенные ненавистью к противнику. Не догадываются, кто в действительности виноват. Уж если и не удастся обмануть противника, то хоть своих удастся! Любая война - это война и против своего народа, а как же иначе. Любая война требует обмана. Война без обмана - простая мясорубка. Но и имеющий путь ведет войны.

Обман - путь войны. Нельзя обманывать кого-нибудь, не рискуя ввязаться с ним в войну. Милый обман может вызвать милую войну. Шутливый обман - шутливую войну. Молчаливый обман молчаливую войну. Готовя обман - готовься к войне. Тот, кто вас обманывает, может и воевать с вами или не на вашей стороне. Никогда не вынуждайте обманывать вас. Это одно из самых распространенных преступлений против собственной личности. Неискренность с собой приводит к самообману. Самообман - к принуждению других обманывать вас. Война - к страданиям и неподготовленной смерти. Неискренность с собой - наркотик, которого хочется больше и больше, это война против себя на истощение. Сплав зависти, неуважения к себе, неуверенности, самодовольства, отчаяния и озлобленности. Это отсутствие пути. Страх большой цели. Ненавистное преклонение перед имеющими путь. Имеющий путь не обманывает первым. Имеющий путь удерживает других от обмана. И всегда искренен с собой. Ведь это - начало начал. Кто будет взбираться на дерево, чтобы увидеть путь, если не скажет себе, что заблудился? Заблудился - значит, заблудился сам. Даже если тебя завели в лес с завязанными глазами и бросили. Это я управляю миром, но управляю недостаточно хорошо. Вот и потерял направление. Я заблудился. Сам. А кто же еще?! Моя ошибка. Моя неудача. Моя радость неудачи. Мой звездный час. Мой счастливый шанс. Мой путь.

Военное искусство. Военное искусство - это искусство удара твердого по пустому. Как камнем по яйцу. Не может не быть успеха. Твердое об твердое - только искры летят. Обе стороны несут большие потери. Кровавый вариант разоружения. Ударить твердым по пустому - вот подлинное искусство. Не стремиться быть сильнее врага. А искать, где враг слабее вас. Пусть у него сто тысяч солдат, а у меня сто. Но пусть мои сто окружат его сто тысяч и одержат победу. Победа эта меня усилит, а его ослабит. Дело не в том, чтобы иметь более многочисленную и сильную армию, а в искусстве быть сильнее противника в нужный момент и в нужном месте. Пусть против меня выдвигают пять обвинений, а не одно. Я выберу самое слабое из пяти и его опровергну. Тем самым поставлю под сомнение и остальные четыре.

Разбив самый слабый из аргументов, выбив самого слабого противника, мы усиливаем свои позиции, приближаем себя к победе. Сперва нападают на самого слабого. Любая победа должна быть легкой, иначе она уже и не победа. Для этого искусный в военном деле сначала пашет, а лишь за тем сражается. Обеспечивает прочный тыл и достаточные запасы. Уклоняясь от сражения, пока сил недостаточно.

Лучший способ выиграть войну - вообще не вести ее. Лучший способ разбить армию врага - это сохранить ее в целости. Лучший способ уничтожить врага - это сделать его другом. Пока враг жив - не поздно указать ему путь. Имеющий путь не может быть врагом. Пути не пересекаются. Подлинная дружба - дружба одиноких, имеющих свой путь. Такие друзья никогда не соперничают и не предают друг друга. Как не могут соперничать великий артист с великим стеклодувом.

Но умение указать другому путь - тончайшее из искусств! Это может быть большой целью. Так это сложно. Величайшее из искусств! Если не удается указать путь, сделать противника другом, следует разрушить его планы. Изменить его представления о возможных последствиях войны. Чтобы он отказался от самой мысли о ней! Если не удастся разбить замыслы, надо разбить его союзы, увидев, что союзники покидают его, что он ошибся, он если и не откажется от намерения, то отложит его исполнение до уяснения ситуации. Если война неизбежна, нужно перенести заботу на армию противника. Искусный в военном деле любит врага и заботится о нем.

Покажи врагу дорогу к жизни. Правительственные войска окружили в горах шайку разбойников. Разбойников было много, они хорошо вооружены, и провианта у них было предостаточно. Правительственные войска несли большие потери, но ничего не могли поделать. Тогда обратились к одному очень старому полководцу за советом. Он расспросил о характере окружения, убедился, что там и мышь не проскочит, и сказал:
- Конечно, они будут сопротивляться до последнего. Вы отняли у них дорогу к жизни. Им ничего не остается, как стоять насмерть! Покажи врагу дорогу к жизни! Приоткрой невзначай проход в неприметном месте. Их много, и они разные. Есть и раскаявшиеся, и насильно забранные в шайку. Есть и просто трусы. Они побегут. И одного почтового чиновника хватит, чтобы повязать их всех!

Так и сделали. Разбойники были схвачены, доставлены в столицу и казнены.

Добиваясь победы, думай о том, что значит, для противника поражение и по какой дороге он к нему пойдет. Эта дорога для него должна быть удобна, комфортна или, в худшем случае, приемлема. Пусть это будет ковровая дорожка. Если противник в отчаянии и не мыслит себе никакой иной технологии, кроме борьбы, его трудно победить. Помочь ему сложить оружие - вот задача. Мало настаивать на том, чтобы человек признал, что сказал неправду. Надо сделать такое признание приемлемым для него. Помочь ему сохранить лицо, сохранить самоуважение и надежду на уважение других. Если кто-то сказал "нет", не торопитесь вырвать согласие. Найдите новые аргументы, сошлитесь на другие обстоятельства, чтобы он мог сказать: "Так это другое дело! Что же вы раньше не сказали!" Иначе и захочет изменить свое мнение, да неудобно будет.

Заботясь о противнике, вы должны отчетливо представлять все этапы его поражения. Каждый был как бы не тяжелее предыдущего, а все вместе вести к поражению. Догоняя бегущего противника нельзя преследовать его слишком напористо. Иначе обернется и будет стоять насмерть. Нельзя и улыбкой выдать свое торжество. Иначе спохватится: я еще не сказал "да!" Я еще никакого согласия не давал! И придется начинать все сначала, только будет теперь труднее. Обсуждайте то, что последует за поражением, отойдя так далеко в будущее, чтобы он был согласен вести такое обсуждение. Взгляд из будущего подготовляет настоящее.

Борьба за прошлое, настоящее и будущее. Борьба на войне трудна. Наиболее бесцельна борьба за прошлое. Предельный ее случай - месть. Месть - это попытка изменить прошлое. Но его не изменишь. Можно изменить лишь в своем воображении. Поэтому, месть - скрытая форма сумасшествия. Склонный к мести противник не может быть в здравом уме и в других вопросах. Все решения "потому что" - слабая форма мести. Мстят не обязательно людям - вещам, животным, погоде.

Так неразумный ребенок кидается на того, кто, как ему кажется, собирается его обидеть. И как трудно объяснить малому ребенку изъян в его агрессивной логике, И так же трудно бывает удержать взрослого от мести. От желания повлиять на прошлое.

Человек, не имеющий пути, так или иначе, реже или чаще, не в ладу со времени. Как не в ладу со временем бывает ребенок. Самая жизнь способ уложения отпущенного на нее времени. И то, что для него сперва, а что потом, и делает человека человеком, таким как он есть.

Борьба за настоящее - самый кровавый вид борьбы. Конфронтация тут наибольшая: Отдай сейчас же! Отпусти! Стой! Немедленно отвечай! Накаляются страсти. Это твердое на твердое. Искры и потери. Потные тела и взъерошенные волосы. Искусный воин избегает такой бездарной траты сил. И постоянно ставит противника в положение, когда бороться за настоящее уже поздно. Борьба за будущее - единственный достойный вид борьбы. Борьбу за настоящее он может начать с одной целью - зафиксировать капитуляцию противника.

Мы, конечно, не говорим об обманных ходах. В качестве таковых может выступать и показная борьба за настоящее или прошлое. Противник готов оборонять высоту и отбить атаку. Эта атака и была бы борьбой за настоящее. Но если совершен успешный обход, то противник может поспешно оставить эту высоту без всякого боя. Правильное ведение борьбы за будущее избавляет от борьбы за настоящее. Тот, кто хочет прямого столкновения, подталкивает к борьбе за настоящее: нет, пусть он тебе сейчас ответит! Не отпускай! Кто хочет конфликт уладить, переводит борьбу за будущее: ну хорошо, а потом что ты будешь с этим делать? Ему же и отдашь! Пусть забирает, посмотрим, как он потом обратится к нам с какой-нибудь просьбой. Кто хочет вывести человека из себя, лишить его здравого рассудка, поминает о прошлом: как он тебя при всех!

Борясь за будущее, надо не лишать противника возможности увидеть путь, а приближать его к видению пути. Никогда не делайте из противника еще большего противника. Опять-таки речь не идет об обманных ходах, без которых войны не бывает.

Получить выгоду - удача…. Получить выгоду - удача, бороться за выгоду - опасность. Получить выгоду, получить ее без борьбы - вот задача. Борьба за выгоду - самая, самая крайняя мера. В идеале - никогда не следует за нее бороться. Если выгодная высота не занята еще противником - большая удача, ее следует занять. Но если она уже занята - пытаться ее отобрать у противника - крайняя мера, почти наверняка ведущая к излишним жертвам.

Велика разница между этими двумя случаями. Если ставить автомобиль на место, на которое до вас никто особенно не претендовал, и это место удобно для ежедневного использования, то вам повезло. Но если это место раньше также систематически занимал автомобиль вашего соседа или коллеги, могут возникнуть известные напряжения. Если какая-то выгода не может быть получена без борьбы, то лучше отказаться от нее с тем, чтобы искать другую, еще не занятую противником. Если же отказ от нее невозможен ввиду ее слишком высокой значимости для вашей позиции, то и борьбу за нее следует вести, руководствуясь тем же самым принципом: получить выгоду - удача, бороться за нее - опасность. Это значит, что движение к выгоде должно быть разбито на ряд промежуточных выгод, выбранных таким образом, что каждая из них еще не занята противником. Если какие-либо из этих промежуточных выгод все же недоступны без борьбы, то следует сделать еще более мелкое разделение.

Посмотрим, например, как некоторые мастера этого дела пристраиваются в очередь, в которой не стояли. Как ходят рядом с тем местом в очереди, в которое хотят вклиниться. Как становятся параллельно очереди, как бы не придавая значения точности расположения в ней. Никого не толкая, ни с кем не конфликтуя, получают выгоду, которая прежде была уже занята. Это то, что называется тянуть одеяло на себя. Не сдергивая с другого, но пользуясь каждым случаем улучшения своей позиции. В войне это означает, что вместо одного удара твердого по пустому, когда такое невозможно, следует серия мелких ударов в различных направлениях, но каждый из которых, все же является ударом твердого по пустому и ни один - твердого по твердому. Это война с нулевыми потерями.

Воин, готовясь к единоборству с очень сильным противником и опасаясь поражения, попросил черепаху:
- Дай мне силу твоего панциря, чтобы я мог ему противостоять!
На что черепаха ответила:
- Лучше я дам тебе скорость вырвавшегося на свободу зайца, тогда и более сильный противник ничего с тобой не сможет поделать!

И правда, что стоит сила одного против скорости другого!? Его противник умер от черной ярости, не сумев ни разу даже коснуться нашего воина.

Наращивайте не силу, а подвижность и точность.

Располагайся на выгодной местности. Выгодная местность - это когда у вас за спиной гора, а у противника за спиной болото или река, или ныне неудобства, отвлекающие его внимание. Ему в гору наступать трудно, а вам обороняться легко. Можно катить камни или устроить запруду. Вода, зыбкая почва за спиной лишают возможности маневра, заставляют нервничать. Располагаться надо на выгодной местности. А если противник уже занял выгодную позицию, то лучше не сражаться, а подождать другого случая и других условий.

Гора может быть не всегда из камня. Это могут быть деньги. Если вы имеете значительное финансовое преимущество перед конкурентом. Это может быть закон. Если он на вашей стороне. Наступая, вы действуете во исполнение закона. А противник, наступая - закон нарушает. Это может быть ваша профессиональная компетентность. Маневрируя, надо стремиться к тому, чтобы в случае столкновения с противником, за вами всегда ощущалась гора. Та или иная.

Если противник находится на выгодной местности и провоцирует вас на конфликт - воздержитесь. Сгладьте шуткой. Принесите извинения. Помолчите. А то и уступите. Выберите другой случай, когда у вас за спиной будет гора. Разделяйте причину сражения, и сражение во времени. Хорошо, если этими событиями всегда будет пустой промежуток времени.

Выбирайте местность для сражения. Не доверяйтесь случаю. Можно быть по закону правым, но не очевидно. Тогда та гора, которую вы считали преимуществом, может обернуться для вас не горой, а ровным местом, а то и болотом. Конечно, можно и нужно маневрировать и во время сражения. Но гораздо выгоднее и эффективнее маневром изменять поле боя. Если поле боя и кажется подходящим, но оно выбрано противником, лучше его заменить, чем пасть жертвой собственной самонадеянности.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13